МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-6 классов Чита, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-6 классов основной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам. Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ, тематического планирования курса учителем. Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Информатика в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся: 2 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: информация вокруг нас; информационные технологии; информационное моделирование; алгоритмика. Цели и задачи учебного предмета соответствуют целям и задачам воспитания в школе. Содержание учебного предмета способствует развитию ключевых компетенций учеников, указанных в рабочей программе воспитания. Методы обучения и оценки знаний учитывают индивидуальные особенности учащихся и способствуют формированию ценностных ориентаций, предусмотренных в рабочей программе воспитания. На изучение информатики и ИКТ отводится 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), Содержание учебного предмета Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами): Информация вокруг нас Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. 3 Информационные технологии Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Информационное моделирование Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Алгоритмика Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блоксхема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение информатики и ИКТ на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: 5 осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 6 Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способрешения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: 7 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» умения: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «алгоритм», «модель», и их свойствах; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства вводавывода); представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя. раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник и др.; раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Информация вокруг нас Информация вокруг нас. Итого по разделу Раздел 2. Компьютер Количество часов 1 1 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 6 В мире кодов. Способы кодирования информации Итого по разделу Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов Итого по разделу Раздел 4. Информационные модели Представление информации в форме таблиц. Разнообразие наглядных форм представления информации Итого по разделу Раздел 5. Компьютерная графика Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Итого по разделу Раздел 6. Информация вокруг нас Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации Преобразование информации Итого по разделу Раздел 7. Создание мультимедийных объектов Электронные образовательные ресурсы 2 8 5 5 2 2 4 3 3 4 4 8 Создание анимаций 2 Выполнение итогового мини-проекта. 1 РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / 9 Итого по разделу Раздел 8. Итоговое повторение Итоговое повторение Итого по разделу Общее количество часов по программе 3 2 2 34 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Объекты и системы Количество часов Объекты окружающего мира. 4 Компьютерные объекты 3 Системы объектов 3 Понятие как форма мышления Итого по разделу Раздел 2. Информационное моделирование 3 13 Информационное моделирование как метод познания 3 Табличные информационные модели 4 Схемы, графы, деревья Итого по разделу Раздел 3. Алгоритмика 2 9 Алгоритмы и исполнители 3 Алгоритмические конструкции 3 Исполнители системы КуМир Итого по разделу Раздел 8. Итоговое повторение Итоговое повторение Итого по разделу Общее количество часов по программе 4 10 Электронные образовательные ресурсы РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/19 / 2 2 34 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 «А», 5 «Б», 5 «В» КЛАССОВ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС № п/п Тема урока 1. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» 4. Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» 5. Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» 6. Передача информации. 7. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» 8. В мире кодов. Способы кодирования информации 9. Метод координат. 10. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов 11. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» 12. Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» 13. Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» 14. Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» 15. Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) 16. Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) 17. Разнообразие наглядных форм представления информации 18. Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» 19. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» 20. Преобразование графических изображений. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» 21. Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» 22. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации Дата изучения 05.09.23 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01.24 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 12 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» Кодирование как изменение формы представления информации Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» Преобразование информации путём рассуждений Разработка плана действий. Задачи о переправах. Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» Итоговое тестирование Итоговое повторение 27.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 13 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 «А», 6 «Б», 6 «В» КЛАССОВ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД 6 КЛАСС № п/п Тема урока 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира 2. Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» 3. Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» 4. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) 5. Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) 6. Разновидности объекта и их классификация. 7. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» 8. Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) 9. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) Дата изучения 06.09.23 13.09 20.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 14 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 17.01.24 24.01 31.01 07.002 14.02 15 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33 34 Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» Итоговое тестирование Итоговое повторение 21.02 28.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 16 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Перечень учебно-методического обеспечения курса «Информатика и ИКТ» для 5–6 классов Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс» Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс» Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) 17