МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «К вершинам успеха» для обучающихся 7-9 классов Чита, 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «К вершинам успеха» на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса «К вершинам успеха», место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Цели и задачи учебного предмета соответствуют целям и задачам воспитания в школе. Содержание учебного предмета способствует развитию ключевых компетенций учеников, указанных в рабочей программе воспитания. Методы обучения и оценки знаний учитывают индивидуальные особенности учащихся и способствуют формированию ценностных ориентаций, предусмотренных в рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «К ВЕРШИНАМ УСПЕХА» Учебный курс «К вершинам успеха» направлен на формирование учебных знаний, навыков и компетенций обучающихся 7-9 классов по основным предметам общеобразовательной программы основного общего образования, формирующих целостное представление о предметных и метапредметных результатах обучения, а также является профориентационным курсом для определения дальнейшей траектории развития обучающихся. Курс «К вершинам успеха» включает компенсирующую программу обучения по предметам в рамках переходного этапа, связанного с реализацией ФОП ООО1 и включает в себя программу по нескольким предметным областям и дисциплинам: русский язык и литература, Математика (в части курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 9 классов), общественно-научные дисциплины («География», «Обществознание»). Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «К вершинам успеха» в части формирования знаний по Вероятности и статистики основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: 1 Приказ министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370. 2 «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание курса «К вершинам успеха» в части изучения географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «К ВЕРШИНАМ УСПЕХА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №55 Учебный курс «К вершинам успеха» рассчитан на 3 года (68 ч.), предусматривает в учебном плане следующее количество часов: в 7 кл. – 1 ч., в 8-9 кл. – 0,5 ч. в неделю. Промежуточная аттестация по курсу «К вершинам успеха» осуществляется в безотметочной системе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «К вершинам успеха» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. 3 Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение курса «К вершинам успеха» в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия • Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов, процессов и явлений; 4 устанавливать существенный признак классификации объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной задачи; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях объектов, процессов и явлений; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия • Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по спектам различных вопросов и проблем; • проводить по плану несложное исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между объектами, процессами и явлениями; • оценивать достоверность информации, полученной в ходе исследования; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией • • • • • • • • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение формулировать суждения, выражать свою точку зрения по аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • 5 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • сравнивать результаты выполнения учебного проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. • Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация самостоятельно составлять алгоритм решения учебных задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) • владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других • • • • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «К ВЕРШИНАМ УСПЕХА»: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному • 6 самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; • формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства); • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 7 КЛАССЕ: Текст. Текст и его основные признаки. Функционально-смысловые типы речи: повествование как тип речи. Функционально-смысловые типы речи: описание как тип речи. Функционально-смысловые типы речи: рассуждение как тип речи. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Информационная переработка текста: главная и второстепенная информация. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста Информационная переработка текста: назывной и вопросный план текста Информационная переработка текста: тезисы, конспект В 8 КЛАССЕ: География России История формирования и освоения территории России. Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию. Климатические пояса и типы климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления 7 Население России. Численность населения России. Геодемографическое положение России. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России. Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения. Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения. Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Человек в экономических отношениях. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. В 9 КЛАССЕ: Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 8 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Роль русского языка для гражданина. Роль русского языка в Российской 1.1. Федерации 1.2 Русский язык в современном мире Раздел 2. Язык и текст Функциональные разновидности языка. Язык художественной 2.1. литературы и его отличия от других функциональных разновидностей современного русского языка Текст и его признаки. Функциональносмысловые типы речи. Смысловой 2.2 анализ текста. Информационная переработка текста Текст и его признаки. Функциональносмысловые типы речи. Смысловой 2.3 анализ текста. Информационная переработка текста Основные признаки текста 2.4 (повторение) Информационная переработка текста. 2.5 Смысловой анализ текста 2.6 Функционально-смысловые типы речи. Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 4 https://m.edsoo.ru/7f419b78 Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f419b78 Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f419b78 7 2 7 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f4159f6 2 1 4 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК 10 Рассуждение как функциональносмысловой тип речи 2.7 Повторение пройденного материала Итого по разделу https://m.edsoo.ru/7f4159f6 4 34 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Географическое пространство России История формирования и освоения 1.1 территории России 1.2 Географическое положение и границы России Административно территориальное устройство России. Районирование территории Итого по разделу 1.4 Всего Контрольные работы Практические работы Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f418d72 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 3 Раздел 2. Экономика 2.1 2.2 2.3 Экономическая система и её функции. Собственность Производство — источник экономических благ Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК 1 1 2.4 Банковские услуги 1 2.5 Страховые услуги 1 https://m.edsoo.ru/7f418d72 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК 11 https://m.edsoo.ru/7f418d72 2.6 2.7 2.8 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Итого по разделу Раздел 3. Население России Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 1 8 3.1 Численность населения России 1 3.2 Территориальные особенности размещения населения России 1 3.3 Народы и религии России 1 3.4 Половой и возрастной состав населения России 1 3.5 Человеческий капитал 1 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 5 17 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 4 12 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы 1 Представление данных 3 1 2 Описательная статистика 4 1 3 Случайная изменчивость 2 1 4 Введение в теорию графов 1 5 Вероятность и частота случайного события 4 6 Обобщение, систематизация знаний 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 0 4 13 14