К вершинам успеха

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и наука Забайкальского края
Городской округ «Город Чита»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «К вершинам успеха»
для обучающихся 7-9 классов

Чита, 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «К вершинам успеха» на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса «К
вершинам успеха», место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания
и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы включают
личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Цели и задачи учебного предмета соответствуют целям и задачам воспитания в школе.
Содержание учебного предмета способствует развитию ключевых компетенций учеников,
указанных в рабочей программе воспитания.
Методы обучения и оценки знаний учитывают индивидуальные особенности
учащихся и способствуют формированию ценностных ориентаций, предусмотренных в
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«К ВЕРШИНАМ УСПЕХА»
Учебный курс «К вершинам успеха» направлен на формирование учебных знаний,
навыков и компетенций обучающихся 7-9 классов по основным предметам
общеобразовательной программы основного общего образования, формирующих
целостное представление о предметных и метапредметных результатах обучения, а также
является профориентационным курсом для определения дальнейшей траектории развития
обучающихся.
Курс «К вершинам успеха» включает компенсирующую программу обучения по
предметам в рамках переходного этапа, связанного с реализацией ФОП ООО1 и включает в
себя программу по нескольким предметным областям и дисциплинам: русский язык и
литература, Математика (в части курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 9
классов), общественно-научные дисциплины («География», «Обществознание»).
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая
подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной
карьеры. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «К
вершинам успеха» в части формирования знаний по Вероятности и статистики основного
общего образования выделены следующие содержательно-методические линии:
1

Приказ министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370.

2

«Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание курса «К вершинам успеха» в части изучения географии в основной
школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей
уровневой дифференциации.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «К ВЕРШИНАМ УСПЕХА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №55 Учебный курс «К вершинам
успеха» рассчитан на 3 года (68 ч.), предусматривает в учебном плане следующее количество
часов: в 7 кл. – 1 ч., в 8-9 кл. – 0,5 ч. в неделю.
Промежуточная аттестация по курсу «К вершинам успеха» осуществляется в
безотметочной системе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «К вершинам успеха»
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные
проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей среды.
3

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов
и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы
и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «К вершинам успеха» в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
•

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов, процессов и явлений;
4

устанавливать существенный признак классификации объектов, процессов и явлений,
основания для их сравнения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной задачи;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении объектов, процессов и явлений;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях объектов,
процессов и явлений;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
•

Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по спектам различных вопросов и проблем;
• проводить по плану несложное исследование, в том числе на краеведческом материале, по
установлению особенностей изучаемых объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между объектами, процессами и явлениями;
• оценивать достоверность информации, полученной в ходе исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие объектов, процессов и явлений, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
•
•

•

•
•
•
•
•

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
систематизировать информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по аспектам различных вопросов
в устных и письменных текстах;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
•

5

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
•

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных проектов,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных проектов
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
• сравнивать результаты выполнения учебного проекта с исходной задачей и оценивать
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
•

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения учебных задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
•

владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
•
•

•
•

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «К ВЕРШИНАМ УСПЕХА»:

воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего
народа;
• развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
•

6

самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
• формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста;
освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных
институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека
и гражданина;
• владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать
полученные
данные; освоение
способов
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
• создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В 7 КЛАССЕ:
Текст.
Текст и его основные признаки.
Функционально-смысловые типы речи: повествование как тип речи.
Функционально-смысловые типы речи: описание как тип речи.
Функционально-смысловые типы речи: рассуждение как тип речи.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев,
способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств
выразительности (в рамках изученного).
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на
композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова,
синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Информационная переработка текста: главная и второстепенная информация.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста
Информационная переработка текста: назывной и вопросный план текста
Информационная переработка текста: тезисы, конспект
В 8 КЛАССЕ:
География России
История формирования и освоения территории России.
Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых
зон России.
Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и экологический
потенциал России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального
использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих
Россию.
Климатические пояса и типы климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и
антициклоны.
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые
климатические изменения на территории России и их возможные следствия.
Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления
7

Население России.
Численность населения России. Геодемографическое положение России.
Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России.
Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения.
Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения.
Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие
народы России и их расселение.
Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах
Российской Федерации и факторы, её определяющие.
Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Географические
различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие.
Человек в экономических отношениях.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития.
Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и
возможности экономики нашей страны. Виды экономической деятельности. Производство ‒
источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы
финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты).
Дистанционное банковское обслуживание.
В 9 КЛАССЕ:
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых
наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности
событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь
между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и
науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью
графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение
событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность.
Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева.
Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.

8

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1. Роль русского языка для гражданина.
Роль русского языка в Российской
1.1.
Федерации
1.2

Русский язык в современном мире

Раздел 2. Язык и текст
Функциональные разновидности
языка. Язык художественной
2.1.
литературы и его отличия от других
функциональных разновидностей
современного русского языка
Текст и его признаки. Функциональносмысловые типы речи. Смысловой
2.2
анализ текста. Информационная
переработка текста
Текст и его признаки. Функциональносмысловые типы речи. Смысловой
2.3
анализ текста. Информационная
переработка текста
Основные признаки текста
2.4
(повторение)
Информационная переработка текста.
2.5
Смысловой анализ текста
2.6
Функционально-смысловые типы речи.

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f419b78

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f419b78

7

2

7

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f4159f6

2

1

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Библиотека ЦОК
10

Рассуждение как функциональносмысловой тип речи
2.7
Повторение пройденного материала
Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f4159f6

4
34

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Географическое пространство России
История формирования и освоения
1.1
территории России
1.2

Географическое положение и границы России

Административно территориальное
устройство России. Районирование
территории
Итого по разделу

1.4

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК

1
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f418d72
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

3

Раздел 2. Экономика

2.1
2.2
2.3

Экономическая система и её функции.
Собственность
Производство — источник экономических
благ
Предпринимательство. Производительность
труда. Разделение труда

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК

1
1

2.4

Банковские услуги

1

2.5

Страховые услуги

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
11

https://m.edsoo.ru/7f418d72

2.6
2.7

2.8

Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по развитию
конкуренции
Основные типы финансовых инструментов:
акции и облигации.
Банковские
услуги,
предоставляемые
гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
денежные
переводы,
обмен
валюты).
Дистанционное банковское обслуживание.

Итого по разделу
Раздел 3. Население России

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
1

8

3.1

Численность населения России

1

3.2

Территориальные особенности размещения
населения России

1

3.3

Народы и религии России

1

3.4

Половой и возрастной состав населения
России

1

3.5

Человеческий капитал

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

5
17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72
1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

4

12

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

1

Представление данных

3

1

2

Описательная статистика

4

1

3

Случайная изменчивость

2

1

4

Введение в теорию графов

1

5

Вероятность и частота случайного события

4

6

Обобщение, систематизация знаний

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

0

4

13

14


Наверх

http://docs.cntd.ru/document/432943444

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».