МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Финансовая грамотность» для обучающихся 8 классов Чита, 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Финансовая грамотность» для 8 классов разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—15-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения. Учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансово- го характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с предыдущими классами). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; 2 • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами; • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества; • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: Познавательные: • умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения; • нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное плани- рование своего финансового поведения; • установление причинно-следственных связей между соци- альными и финансовыми явлениями и процессами; • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков. Регулятивные: • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать про- блему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, опреде- лять последовательность своих действий по её решению; • проявление познавательной и творческой инициативы в при- менении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооцен- ка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на ос- нове выработанных критериев; • самостоятельное планирование действий по изучению фи- нансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами. Коммуникативные: • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учите- лем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • формулирование собственного отношения к различным фи- нансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовы- ми организациями и т. д.); • умение анализировать и интерпретировать финансовую ин- формацию, полученную из различных источников, различать мне- ние (точку зрения), доказательство (аргумент), факты. Требования к предметным результатам освоения курса: владение понятиями: деньги и денежная масса, покупа- тельная способность денег, человеческий капитал, благосостоя- ние семьи, профицит и дефицит 3 семейного бюджета, банк, инве- стиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный ры- нок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; владение знаниями: − о структуре денежной массы; − о структуре доходов населения страны и способах её опре- деления; − о зависимости уровня благосостояния от структуры источ- ников доходов семьи; − о статьях семейного и личного бюджета и способах их кор- реляции; − об основных видах финансовых услуг и продуктов, пред- назначенных для физических лиц; − о возможных нормах сбережения; − о способах государственной поддержки в случае возник- новения сложных жизненных ситуаций; − о видах страхования; − о видах финансовых рисков; − о способах использования банковских продуктов для ре- шения своих финансовых задач; − о способах определения курса валют и мест обмена; − о способах уплаты налогов, принципах устройства пенси- онной системы России. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ Базовые понятия и знания: • эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет); знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфля- цию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание фак торов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источ- ников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что наличные деньги не единственная фор- ма оплаты товаров и услуг; • осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; • осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы; • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым труд- ностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: • пользоваться дебетовой картой; • определять причины роста инфляции; • рассчитывать личный и семейный доход; • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру до- 5 ходов населения или семьи; • различать личные расходы и расходы семьи; • планировать и рассчитывать личные расходы и расходы се- мьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; • вести учёт доходов и расходов; • развивать критическое мышление. Компетенции: • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи; • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имею- щихся в наличии; • определять и оценивать варианты повышения личного дохода; • соотносить вклад в личное образование и последующий лич- ный доход; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостоя- ния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать свои ежемесячные расходы; • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планиро- вать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе; • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для фор- мирования сбережений. МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ Базовые понятия и знания: • банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансо- вое планирование; • знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла. Личностные характеристики и установки: • понимание принципа хранения денег на банковском счёте; • оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; • осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; • осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: 6 • рассчитывать реальный банковский процент; • рассчитывать доходность банковского вклада и других опе- раций; • анализировать договоры; • отличать инвестиции от сбережений; • сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений; • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; • откладывать деньги на определённые цели; • выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ Базовые понятия и знания: • особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финан- совые риски, виды рисков; • знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных ката- строф и других форс-мажорных событий, видов страхования, ви- дов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах со- кращения финансовых рисков. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется; • осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; • понимание причин финансовых рисков; • осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источ- ников (из рекламы, от граждан, из учреждений). Умения: • находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; • читать договор страхования; • рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; • защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет; 7 • пользоваться банковской картой с минимальным финансо- вым риском; • соотносить риски и выгоды. Компетенции: • оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; • оценивать предлагаемые варианты страхования; • анализировать и оценивать финансовые риски; • развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; • реально оценивать свои финансовые возможности. МОДУЛЬ 4. СЕМЬЯ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ Базовые понятия и знания: • банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты; • знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финанси- рования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок Рос- сии, как определяются курсы валют в экономике России. Личностные характеристики и установки: • понимание основных принципов устройства банковской си- стемы; • понимание того, что вступление в отношения с банком долж- но осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а воз- никать в силу необходимости со знанием способов взаимодей- ствия; • осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; • понимание того, что для начала бизнес-деятельности необхо- димо получить специальное образование; 8 • понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения се- мейных сбережений в валюте. Умения: • читать договор с банком; • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; • переводить одну валюту в другую; • находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: • оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при созда- нии своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков; • оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. МОДУЛЬ 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ Базовые понятия и знания: • налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пен- сия, пенсионная система, пенсионные фонды; • знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной систе- мы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений. Личностные характеристики и установки: • представление об ответственности налогоплательщика; • понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет; • понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную си- стему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах. 9 Умения: • считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сум- му, которую необходимо заплатить в качестве налога; • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; • находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет. Компетенции: • осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; • планировать расходы по уплате налогов; • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны вели- чины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и ме- сячного дохода после окончания трудовой карьеры. • 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 8 КЛАССЫ Номер урока Тема урока Кол-во Кол-во практических/ часов контрольных работ Модуль 1. Управление денежными средствами семьи Тема 1. Происхождение денег 1 Деньги: что это такое 2 Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи 9 2 1 1 Тема 2. Источники денежных средств семьи 2 3 Какие бывают источники доходов 1 4 От чего зависят личные и семейные доходы 1 Тема 3. Контроль семейных расходов 5 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 6 Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» 2 1 1 Тема 4. Построение семейного бюджета 1 2 7 Что такое семейный бюджет и как его построить 1 8 Как оптимизировать семейный бюджет 1 9 Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль 1 1 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния 6 Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций 2 10 Для чего нужны финансовые организации 1 11 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций 1 Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния 2 12 Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование 1 13 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах 1 14 Представление проектов 1 1 11 Номер занятия 15 Название занятия Обобщение результатов работы, выпол- нение тренировочных заданий, тесто- вый контроль Форма занятия КЗ Модуль 3. Риски в мире денег Кол-во часов 1 6 Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 3 16 Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца Л/П 1 17 Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техноген- ные катастрофы Л/П 1 18 Чем поможет страхование Л/П 1 Тема 8. Финансовые риски 2 19 Какие бывают финансовые риски Л/П 1 20 Что такое финансовые пирамиды Л/П 1 21 Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль ЗП / КЗ 1 Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 8 Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи 2 22 Что такое банк и чем он может быть полезен Л/П 1 23 Польза и риски банковских карт Л/П 1 Тема 10. Собственный бизнес 2 24 Что такое бизнес Л/П 1 25 Как создать своё дело Л/П 1 Тема 11. Валюта в современном мире 2 26 Что такое валютный рынок и как он устроен Л/П 1 27 Можно ли выиграть, размещая сбере- жения в валюте Л/П 1 12 Номер урока Тема урока 28 Представление проектов 29 Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тесто- вый контроль Кол-во Кол-во часов практических/конт рольных работ 1 1 1 1 Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют 5 Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи 2 30 Что такое налоги и зачем их платить 1 31 Какие налоги мы платим 1 Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости 2 32 Что такое пенсия и как сделать её достойной 33 Представление проектов 1 1 34 Итоговый контроль знаний 1 1 1 Итого 34 13 14 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 «Б», 8 «В» КЛАССОВ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД 8 КЛАСС № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тема урока Модуль 1 Деньги: что это такое Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи Какие бывают источники доходов От чего зависят личные и семейные доходы Как контролировать семейные расходы и зачем это делать Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» Что такое семейный бюджет и как его построить Как оптимизировать семейный бюджет Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль Модуль 2 Для чего нужны финансовые организации Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых Количество часов Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 04.09.23 11.09.23 1 1 18.09.23 25.09.23 1 02.10.23 1 09.10.23 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti 1 16.10.23 https://dni-fg.ru/ 1 23.10.23 1 25.10.23 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ 1 06.11.23 https://dni-fg.ru/ 1 13.11.23 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ 15 12. организаций Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование1 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах Представление проектов Обобщение результатов работы, выпол- нение тренировочных заданий, тесто- вый контроль Модуль 3 Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техноген- ные катастрофы Чем поможет страхование Какие бывают финансовые риски 1 20.11.23 https://dni-fg.ru/ 1 27.11.23 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti 1 1 04.12.23 11.12.23 https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti 1 20.12.23 https://dni-fg.ru/ 1 25.12.23 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti 1 1 15.01.24 22.01.24 1 1 29.01.24 05.02.24 1 12.02.24 https://dni-fg.ru/ 23. Что такое финансовые пирамиды Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль Модуль 4 Что такое банк и чем он может быть полезен Польза и риски банковских карт https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti 1 19.02.24 24. 25. Что такое бизнес Как создать своё дело 1 1 26.02.24 04.03.24 26. Что такое валютный рынок и как он 1 11.03.24 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 16 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. устроен Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте Представление проектов Обобщение результатов работы, выпол- нение тренировочных заданий, тесто- вый контроль Модуль 5 Что такое налоги и зачем их платить Какие налоги мы платим 1 18.03.24 1 1 25.03.24 01.04.24 1 1 08.04.24. 15.04.24 22.04.24 Что такое пенсия и как сделать её достойной Представление проектов 1 29.04.24 1 06.05.24 Итоговый контроль знаний ИТОГО 1 34 13.05.24 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti https://dni-fg.ru/ 17