МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Компьютерная и информационная безопасность» для обучающихся 10-11 классов (технологический (информационный) профиль) Чита, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Инфобезопасность является важной частью Цифровой грамотности детей, как социальная цифровая грамотность, наряду с жизненной (пользовательской) цифровой грамотностью и профильной цифровой грамотностью в сфере будущих профессиональных интересов детей для выбора профессии (как внеурочная цифровая деятельность в предметах, в межпредметной практике и в обучении информатике профильном обучении). Цифровая грамотность, включая пользовательскую, профильную и социальную, полученную в школах. Это гарант готовности выпускника школы к цифровому миру, цифровизации профессий в нем и предназначена для обучающихся 10 класса рассчитана на 1 год обучения. Курс «Информационная безопасность» («Цифровая гигиена») является важной составляющей работы с обучающимися, активно использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.) с целью мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей. Отбор тематики содержания курса осуществлен с учетом целей и задач ФГОС среднего общего образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 10 класса. В преподавании курса «Информационная безопасность» («Цифровая гигиена») могут использоваться разнообразные форматы обучения: традиционный урок (коллективная и групповая формы работы), тренинги (в классической форме или по кейс-методу), дистанционное обучение (электронные курсы, видеоролики, почтовые рассылки, микрообучение), смешанный формат. Основными целями изучения курса «Информационная безопасность» являются: ✓ обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз; ✓ формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости). Задачи программы: ✓ сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умения, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео); ✓ создать условия для формирования умений, необходимых для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) с различными целями и ответственного отношения к взаимодействию в современной информационнотелекоммуникационной среде; ✓ сформировать знания, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.; ✓ сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей; ✓ сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом. Цели и задачи учебного предмета соответствуют целям и задачам воспитания в школе. Содержание учебного предмета способствует развитию ключевых компетенций учеников, указанных в рабочей программе воспитания. Методы обучения и оценки знаний учитывают индивидуальные особенности учащихся и способствуют формированию ценностных ориентаций, предусмотренных в рабочей программе воспитания. На изучение факультативного курса «Компьютерная и информационная безопасность» в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС Содержание программы курса внеурочной деятельности «Информационная безопасность» («Цифровая гигиена») соответствует темам основной образовательной программы среднего общего образования по учебным предметам «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности». А также расширяет их за счет привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании всевозможных технических устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребенка в цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире. Основное содержание программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность устройств», «Безопасность информации». Каждый раздел курса внеурочной деятельности завершается выполнением творческой работы по одной из тем раздела и проверочного теста. Раздел 1. «Безопасность общения» Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент. Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. Персональные данные как основной капитал личного пространства в цифровом мире. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети. Тема 3. Пароли для аккаунтов социальных сетей. Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Правила хранения паролей. Использование функции браузера по запоминанию паролей. Тема 4. Безопасный вход в аккаунты. Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта. Тема 5. Настройки конфиденциальности в социальных сетях. Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях. Приватность и конфиденциальность в мессенджерах. Тема 6. Публикация информации в социальных сетях. Персональные данные. Публикация личной информации. Тема 7. Кибербуллинг.. Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать? Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга. Тема 8. Публичные аккаунты. Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц. Овершеринг. Тема 9. Фишинг. Фишинг как мошеннический прием. Популярные варианты распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах. Раздел 2. «Безопасность устройств» Тема 1. Что такое вредоносный код. Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных кодов. Тема 2. Распространение вредоносного кода. Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах. Тема 3. Методы защиты от вредоносных программ. Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов. Тема 4. Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности при установке приложений на мобильные устройства. Раздел 3 «Безопасность информации» Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах. Тема 2. Ложная информация в Интернете. Цифровое пространство как площадка самопрезентации, экспериментирования и освоения различных социальных ролей. Фейковые новости. Поддельные страницы. Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в Интернете. Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн покупок. Безопасность банковских сервисов. Тема 4. Беспроводная технология связи. Уязвимость Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в публичных сетях. Тема 5. Резервное копирование данных. Безопасность личной информации. Создание резервных копий на различных устройствах. Тема 6. Основы государственной политики в области формирования культуры информационной безопасности. Доктрина национальной информационной безопасности. Обеспечение свободы и равенства доступа к информации и знаниям. Основные направления государственной политики в области формирования культуры информационной безопасности. Повторение, резерв. 3 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметные Ученик научится: ✓ анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете; ✓ безопасно использовать средства коммуникации, ✓ безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества, ✓ безопасно использовать ресурсы интернета. Ученик овладеет: ✓ приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п. Обучающийсяк получит возможность овладеть: ✓ основами соблюдения норм информационной этики и права; ✓ основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; ✓ использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных. соблюдать нормы информационной этики и права. Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия. В результате освоения учебного курса обучающийся сможет: ✓ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ✓ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ✓ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ✓ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ✓ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ✓ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; ✓ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ✓ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; ✓ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; ✓ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. Познавательные универсальные учебные действия. В результате освоения учебного курса обучающийся сможет: ✓ выделять явление из общего ряда других явлений; ✓ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; ✓ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ✓ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ✓ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ✓ критически оценивать содержание и форму текста; ✓ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы. Коммуникативные универсальные учебные действия. В результате освоения учебного курса обучающийся сможет: ✓ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; ✓ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ✓ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ✓ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. ✓ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; ✓ выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; ✓ использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; ✓ использовать информацию с учетом этических и правовых норм; ✓ создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Личностные ✓ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников; ✓ готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; ✓ освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; ✓ сформированность понимания ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Практическ ие работы Электронные образовательные ресурсы 1 Безопасность общения 13 1 4 https://www.yaklass.ru/p/info rmatika 2 Безопасность устройств 8 1 2 https://www.yaklass.ru/p/info rmatika 3 Безопасность информации 12 1 3 https://www.yaklass.ru/p/info rmatika 4 Резерв 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 https://www.yaklass.ru/p/info rmatika 3 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Практическ ие работы 1 Принципы построения системы информационной безопасности 2 Организационно-техническое обеспечение компьютерной безопасности 8 1 2 3 Защита информации в Интернете 12 1 3 4 Резерв 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 13 34 1 4 Электронные образовательные ресурсы https://www.yaklass.r u/p/informatika https://www.yaklass.r u/p/informatika https://www.yaklass.r u/p/informatika https://www.yaklass.r u/p/informatika 3 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контро льные работы Дата изучения Практи ческие работы 1 Общение в социальных сетях и мессенджерах 1 05.09.2023 2 С кем безопасно общаться в интернете 1 12.09.2023 3 Пароли для аккаунтов социальных сетей 1 19.09.2023 4 Безопасный вход в аккаунты 1 26.09.2023 5 Настройки конфиденциальности в социальных сетях 1 1 03.10.2023 6 Публикация информации в социальных сетях 1 1 10.10.2023 7 Кибербуллинг 1 17.10.2023 Электронны е образовател ьные ресурсы https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka 8 Публичные аккаунты 1 24.10.2023 9 Фишинг 2 07.11.2023 10 Выполнение творческой работы. 3 11 Что такое вредоносный код 1 21.11.2023 12 Распространение вредоносного кода 1 28.11.2023 13 Методы защиты от вредоносных программ 2 05.12.2023 14 Распространение вредоносного кода для мобильных устройств 1 12.12.2023 15 Выполнение творческой практической работы. 3 16 Социальная инженерия: распознать и избежать 1 26.12.2023 17 Ложная информация в Интернете 1 16.01.2024 18 Безопасность при использовании платежных карт в Интернете 1 23.01.2024 1 1 2 2 14.11.2023 19.12.2023 https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka 19 Беспроводная технология связи 1 20 Резервное копирование данных 2 21 Основы государственной политики в области формирования культуры информационной безопасности 1 22 Выполнение творческой практической работы. 3 23 Повторение, резерв 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 30.01.2024 1 06.02.2024 13.02.2024 1 2 20.02.2024 27.02.2024 3 9 https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka https://www.yakl ass.ru/p/informati ka УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА нет МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ − Бузов, Г.А. Защита информации ограниченного доступа от утечки по техническим каналам / Г.А. Бузов. - М.: ГЛТ, 2016. - 586 c − Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. - Ст. Оскол: ТНТ, 2010. - 384 c. − Жук, А.П. Защита информации: Учебное пособие / А.П. Жук, Е.П. Жук, О.М. Лепешкин, А.И. Тимошкин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 392 c. − Сергеева, Ю.С. Защита информации. Конспект лекций / Ю.С. Сергеева. - М.: А-Приор, 2011. - 128 c. − Хорев, П.Б. Программно-аппаратная защита информации: Учебное пособие / П.Б. Хорев. - М.: Форум, 2013. - 352 c. − Чекалин Защита информации в системах мобильной связи / Чекалин и др. - М.: Горячая линия -Телеком, 2005. - 171 c. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ − Единое содержание общего образования [https://edsoo.ru/constructor/] − Российская электронная школа [https://resh.edu.ru/]