Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАННЯ ШКОЛА №55» ГОРОДА ЧИТЫ ______________/Перунова Г.В. Директор МБОУ СОШ №55 Чита, 2023 Аналитическая часть I. Общие сведения об общеобразовательной организации Таблица № 1 Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Читы Руководитель Перунова Галина Владимировна Адрес организации 672038,РФ, Забайкальский край, г. Чита, мкр. Каштакский, 5. Телефон 8 –(302-2) -218-310 Адрес электронной почты Shs_chit_55.chita@zabedu.ru Сайт https://55shkola.zabaikalschool.ru/ Учредитель Дата создания Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» 2023 год Лицензия № Л035-01052-75/00674096 от 30.08.2023. Регистрационный номер свидетельства о государственной аккредитации №А007-01052-75/01071399 Образовательное учреждение основано в 2023 году в соответствии с Концессионным соглашением о создании и эксплуатации объекта образования «Средняя общеобразовательная школа на 800 ученических мест» в городском округе «Город Чита», мкр. Каштакский между Забайкальским краем и ООО «Школа Будущего» от 26.11.2021 № 19_2021-125. МБОУ «СОШ № 55» расположена в центральном районе города Читы на территории нового микрорайона Каштакский. К школе прикреплены следующие территории: микрорайон Кольцевой, Геофизический, Сенная Падь, посёлок Каштак, микрорайоны Солнечный, Чистые Поляны, Светлый, Ясный, Гвардейский, Каштакский, Отрадный и близлежащие СНТ и ДНТ. Подъезд к зданию школы осуществляется личным и общественным транспортом, рядом со школой находятся остановки троллейбуса и маршрутных такси, автобусов. На 2023 год запланирована сдача строительства детского сада, расположенного рядом со школой. Большинство обучающихся школы прикреплены к медицинским учреждениям – детское поликлиническое подразделение №5 мкр. Северный и Смоленская врачебная амбулатория. Детская библиотека №7 им. В.Л. Шокалюка, расположенная в мкр. Северный по адресу ул. Гладкова, 4, является ближайшей детской библиотекой для обучающихся МБОУ «СОШ №55». Микрорайон Каштакский, на территории которого находится образовательная организация, постоянно развивается, на его территории осуществляется строительство новых домов, планируется строительство парковой зоны и центра ДОП образования. Школа оснащена всем необходимым: учебные кабинеты, есть учебные помещения по обработке металла и древесины, по обработке тканей, помещение кулинарии, читальный зал, кабинет продленного дня, библиотека, кабинет логопеда, психолога, помещения для внеурочной деятельности, кластеры инженерного и естественно-научного направления, столовая, лаборантские, спортивный зал, актовый зал. Такая материально-техническая база дает возможность полноценно организовать процесс обучения и воспитания. Идея создания школы базируется на потребности региона и города в развитии технологического (инженерного) образования, необходимости использования в школьном образовании инновационных технологий. Так же современными тенденциями в образовании и мотивирующими целями МБОУ «СОШ №55» являются гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка, свободного развития личности. Постоянный поиск разумного сочетания и соотношения традиций и новаций на основе современных мировых тенденций в области образования с целью создания условий (в школе, семье, социуме) для формирования личности, способной к духовно-нравственному восхождению, имеющей социальноактивную направленность, стремящейся осуществлять позитивное влияние на окружающую действительность. Школа создаёт все необходимые условия для обеспечения возможностей получения качественного доступного образования с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Школа адаптирована для МГН, предусмотрены пандусы, лифт, специальные туалеты, отдельные раздевалки для указанных групп населения в спортивном зале. Обучающиеся и педагоги МБОУ «СОШ №55» активно участвуют в реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ. В ОО ведется систематический мониторинг удовлетворенности потребителей деятельностью Школы для эффективного выполнения социального заказа через индивидуальные и групповые беседы с участниками образовательного процесса, анкетирование, заседания действующих органов управления, и на основании выявленных данных формируется социальный заказ. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, продолжительность учебной недели составляет 5 дней, продолжительность уроков в соответствии с СП 2.4.364820 и СанПиН 1.2.368521 составляет 40 мин, продолжительность перемен также регламентировано в соответствии с действующим законодательством. II. Система управления организацией Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом. Структура управления постоянно развивается и изменяется. Структура управления школой представляет собой многоуровневую систему, сформированную с соблюдением следующих принципов: организация деятельности субъектов управления с учетом нормативно-установленных полномочий и функций; разграничение полномочий и предметов ведения субъектов управления (органов управления и должностных лиц) с целью обеспечения единоначалия и коллегиальности, как условий функционирования системы управления учреждением; обеспечение законного права участников образовательного процесса и работников учреждения на участие в управлении. Цель управленческой деятельности - гарантировать реализацию государственного заказа на качественное образование: качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; качество учебно–воспитательного процесса; качество кадрового обеспечения и системы работы с кадрами; качество материально–технического обеспечения и медико-социальных условий; качество «конечного результата» образовательной деятельности. Критериями эффективности управленческой деятельности являются: сравнение нынешних достижений управляющей системы с предшествующим периодом направленность управленческой деятельности на реальную, прогнозируемую перспективу работы в соответствии с поставленными задачами степень удовлетворения участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов его результатами эффективное взаимодействие субъектов управления, согласованность и результативность их совместной деятельности степень поддержки участниками образовательного процесса руководителя, удовлетворенность его стилем руководства, методами согласования субъектов и объектов управленческой деятельности, людей и систем. Коллегиальными органами управления Школы являются: общее собрание работников учреждения, Педагогический совет, Управляющий совет, методический совет, Ученический совет. Порядок создания, состав и полномочия органов управления, а также порядок их деятельности определяются Уставом школы. Распределение обязанностей в педагогическом коллективе. Директор – осуществляет руководство учреждением в соответствии с его Уставом и Законодательством РФ; осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров, координирует образовательный процесс. Заместитель директора - обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции: сбор информации, анализы, планирование, организация общественного контроля и самоконтроля, регулирование деятельности педагогического коллектива, создание безопасных условий жизнедеятельности школы. Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения функций и полномочий. Для осуществления учебно-методической работы в Школе созданы предметные методические объединения учителей Управление школой строится на аналитической основе, учитываются достигнутые результаты, проводится диагностика, контроль деятельности и коррекция развития учащихся. В основе системы руководства школой лежит сочетание единоначалия и коллегиальности выбора управленческих решений. Такой принцип обеспечивает сотрудничество всех участников образовательного процесса в целях достижения оптимальных показателей качества учебновоспитательного процесса. III. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы. С 01.09.2023 Школа использует федеральную образовательную программу начального общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 (далее — ФОП НОО), федеральную образовательную программу основного общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 (далее — ФОП ООО), федеральную образовательную программу среднего общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 (далее — ФОП СОО). При разработке ООП по уровням обучения МБОУ СОШ №55 непосредственно использовала: федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» — для ООП НОО; федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» — для ООП ООО и ООП СОО; программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне НОО и ООО; программу развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне СОО; федеральные рабочие программы воспитания; федеральные учебные планы; федеральные календарные планы воспитательной работы. Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). С сентября 2023 года Школа применяет федеральную государственную информационную систему «Моя школа» (далее — ФГИС «Моя школа») при организации учебного процесса при реализации ООП НОО, ООО и СОО. В рамках работы в ФГИС «Моя школа» педагогические работники Школы: используют сервисы электронных журналов и дневников — с доступом для учителей, родителей и учеников; пользуются библиотекой цифрового образовательного контента, в том числе презентациями, текстовыми документами, таблицами для образовательного процесса и совместной работы пользователей системы; организуют персональную и групповую онлайн-коммуникацию пользователей, включая чаты и видеоконференции, в т. ч. посредством иных информационных систем; разрабатывают КИМ, ключи правильных ответов, критерии проверки диагностических работ, проводят такие работы и экспертизу развернутых ответов; транслируют в классах цифровые образовательные решения с использованием средств отображения информации и мониторят их применение. Педагоги отмечают, что им стало проще планировать уроки и контролировать усвоение учебного материала обучающимися, благодаря сервисам ФГИС «Моя школа». С сентября 2023 года школа осуществляет контроль назначения и выполнения домашней работы учениками с целью профилактики их повышенной утомляемости. Домашние задания в Школе направлены на всестороннее развитие учащихся, учитывают их интересы, предусматривают выполнение письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ, в том числе выполняемых в цифровой образовательной среде. Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Школа в течение учебного года организует профилактику ОРВИ, гриппа, коронавируса. Для этого были запланированы организационные санитарно-противоэпидемиологические мероприятия в соответствии с методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных организаций г. Читы. Воспитательная работа В 2023 году воспитательная работа строилась по направлениям и модулям, в соответствии с измененной Программой воспитания в соответствии с Примерной программой Института детства. Реализация программы воспитания и в первом и во втором полугодии строилась в соответствии с восемью направлениями. Направления программы Гражданское воспитание Таблица № 2 Реализация Данное направление реализуется через модули программы воспитания «Основные школьные дела», «Внеурочная деятельность», «Урочная деятельность», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Детские объединения», Также данное направление реализуется в рамках мероприятий в Дни единых действий: День Флага, День Конституции, День Герба РФ, День парламентаризма, День солидарности в борьбе с терроризмом, День памяти жертв фашизма. В частности, отряд ЮИД, как школьное разновозрастное сообщество, является примером деятельности по развитию гражданственности. В 2023 году отряд провел классные часы в начальной школе и среди 5-х классов по безопасности на дорогах, участвовал в конкурсе «Зимние дороги», организовывал акции по информированию школьников о правилах ПДД, участвовал в акции «Сохрани самое дорогое», продолжалась работа отряда ЮИД по профилактике ДТП совместно с инспектором ГИББДД Рычковой Татьяной Николаевной. В числе мероприятий: -«Посвящение в пешеходы» в МБОУ «СОШ №55» для 1 классов; -«Безопасное колесо-2023»; - Рейд «Родительский патруль» совместно с инспекторами ГИБДД; -Классные часы «Осторожно! Гололед!» в МБОУ «СОШ №55»; -Викторина по ПДД в МБОУ «СОШ №55». В сентябре 2023 г. и марте 2024 года инспектор Рычкова Т. Н. проводила занятия в начальной школе и среди 7-х классов по профилактике ДТП. В октябре 2023 г. и апреле 2024 года прошли линейки и родительские собрания, на которых выступали инспектора ГИБДД. Еще одно объединение, работающее в данном направлении, это волонтерский Патриотическое воспитание отряд «Твори добро» на базе 6 класса «В». Ребята уже приняли участие в акциях помощи бездомным животным, дарили новогодние подарки бабушкам и дедушкам в Доме престарелых «Забота», плели маскировочные сети для участников СВО, проводили акцию «Новогодняя ёлка» для Детского онкологического диспансера, оказывали помощь в приюте для животных (кормили, убиралась, вычесывали животных), провели мастерклассы по изготовлению игрушек для бедомных животных, сбор пластиковых крышек в рамках акции Сбербанка, провели акцию в поддержку детей с диагнозом Дауна. -Обучающиеся школы принимают участие в олимпиаде по Избирательному праву, в игре, посвященной Дню Конституции, и во Всероссийском тесте на знание конституции. -В октябре 2023 года традиционно прошли выборы Президента Совета Старшеклассников. Выборы организуются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства и повторяют стадии избирательного процесса РФ. По итогам выборов большинство голосов получила Верхотурова Виолетта (8В класс). 1 сентября 2023 года в школе прошло торжественное открытие первичного отделения «Движения Первых». В течение первого полугодия совместно с депутатом Законодательного собрания Козаком Виталием в рамках проекта «Знание закона» были проведены занятия по правовому воспитанию школьников, а также совместно с организацией «Солнечный город» прошла неформальная беседа на тему «Мой первый бизнес». 16.03.2024 г. прошёл наш первый традиционный Фестиваль школьных сообществ, где представители ДО школы поделились своими достижениями. Активно школа взаимодействует со Штабом общественной поддержки, участвуя во всех мероприятиях, проводимых Штабом. Каждый понедельник в школе начинается с церемонии поднятия флагов Российской Федерации, Забайкальского края и города Читы, линейки, выступления ЗДВР и советника по воспитанию и проведения занятий «Разговоры о важном». В направлении патриотического и гражданского воспитания в школе проводились следующие мероприятия: Классные часы: «День памяти Неизвестного солдата», «День Конституции», «День героев Отечества», «День воина-интернационалиста, «День памяти забайкальцев, погибших при исполнении служебного долга», «Урок мира», «День рождения Забайкальского края», «Гражданская активность. Что это такое?» «Воиныинтернационалисты. Воинский долг», «Гордимся Родиной своей! Достопримечательности России». 27.01.2024 проведена торжественная линейка, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944). Идеи патриотического воспитания реализуются, в том числе, через Дни Единых действий, посвященные памятным датам истории Отечества (День Бородинского сражения, День Героя Отечества, День снятия блокады Ленинграда, День, посвященный Нюрнбергскому процессу). Международный день родного языка, Защитника Отечества, День Победы, День памяти неизвестного солдата и другие. В рамках Единого урока права прошли деловая игра, классные часы. Детские объединения приняли участие в фестивале ЧГДОО «Родничок» «Чита — территория добра». В рамках месячников патриотического воспитания, помимо традиционных встреч, бесед, прошли новые акции и мероприятия, такие, как Интеллектуальная игра «Большой России славный город — Чита» - сообщество «Роби-55» заняли 3 место, акция «Улицы Героев», конкурс «Реликвии читинских семей» - сообщество «Роби-55» заняли 1 место, сообщество «Импульс» заняли 3 место, акция «Достопримечательности Читы», городская викторина «Историю хранят музеи» сообщество «Импульс» заняли 3 место, акция «Посланники добра», акция «Новогодняя Чита». Большую роль в развитии данного направления имеет деятельность Юнармии. Юнармейцы являются наиболее активными проводниками идей гражданскопатриотического воспитания. Наш юнармейский отряд «Манул 55» занял 2 место в турнире по шахматам, среди отрядов города. В течение года отряд юнармейцев проводил церемонию подъёма и спуска флагов РФ, Забайкальского края и города читы. В феврале 2024 года юнармейцы участвовали в городском конкурсе ЛМК «Мечты юнармейца — подвиг в настоящем». Начальник юнармейского отряда Ван С. А. выступил в роли судьи школьного этапа военно-патриотической игры «Зарница». Юнармейцы младшего состава приняли участие в фестивале сообществ в марте 2024 г. Немаловажную роль в реализации данных направлений имеют занятия «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты», проводимые классными руководителями организованно в понедельник и четверг. В ноябре 2023 года в период весенних каникул ЗДВР, вожатой, Советником по воспитанию и руководителями сообществ школы была организована смена пришкольного лагеря «Орлята России» тематика «Путешествие по ДФО» для 1-4 классов, получившая высокую оценку ребят и родителей. В течение 2023 года благодаря деятельности Штаба воспитательной работы, прошли телемосты с Новосветской школой № 1 ДНР, а также очная встреча с ребятами из ДНР - участниками проекта «Университетские смены» на базе ЗабГУ. Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Данное направление реализуется через все модули Программы воспитания и является одним из базовых направлений, представляет собой воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей, воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. В данном направлении проводятся классные часы: «Диагностика тревожности», «Деструктивное поведение», «Что значит: быть человеком?», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». -Традиционно в школе проходят мероприятия в сентябре, посвященные солидарности в борьбе с терроризмом. -Школьники активно участвуют в Дне единых действий, посвященном пожилым людям, поздравляя бабушек и дедушек дома престарелых «Забота». - Наша школа на постоянной основе проводит акции в помощь «Детскому онкологическому диспансеру». -Масштабным добрым событием является празднование Дня Учителя. В 2023 году он был организован Советом Старшеклассников и Штабом воспитательной работы в виде уроков для учителей и обучающихся с 1 по 8 классы, день завершился праздничным концертом. -В октябре и ноябре обучающиеся школы участвовали в мероприятиях, посвященных Дню Отца и Дню Матери. - В течение 2023-2024 года педагогический и ученический коллектив участвовал в акции «Письмо солдату» и «Вместе-мы сила!», так же всей школой было сплетено и передано три маскировочных сети для участников СВО. -В марте 2024 года школьники приняли участие в акции «Семейные традиции», посвященной семейным увлечениям, традициям и хобби. Традиционным в школе стал «День книгодарения», когда можно и нужно поделиться любимой книгой. В октябре и ноябре совместно с родителями организуются мероприятия, посвященные Дню матери и Дню отца. Эстетическое воспитание реализуется через модуль «Урочная деятельность», «Организация предметно-пространственной среды», «Внеурочная деятельность», «Детские сообщества». В школе также проводятся Дни единых действий по данному направлению: День музыки, День поэзии. -В 2023 году обучающиеся участвовали в конкурсах чтецов, конкурсах творческих работ («Новогоднее Забайкалье». «Чита-мой город», II Всероссийский конкурс детских рисунков «Время Героев» 1 место Михалёва Анна, ученица 6 А класса), приняли участие в фонетических конкурсах, олимпиадах ЗабИЖТ, ЗабГУ, конкурсе поделок из природных материалов, конкурсе поделок «Добрый новый год», конкурсе «Покормите птиц зимой», 3 первых места и 1одно 2 место. В соответствии с временами года и важными датами меняется оформление интерьера школьных помещений (1 сентября, осень, Новый год, Месячник патриотического воспитания, весна, День Победы, День защиты детей); на стендах, плазменных панелях, стенах школы размещаются регулярно сменяемые экспозиции (Пионеры-герои, Космос, День учителя); творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал; фото-отчётов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, познавательных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); презентаций, посвященных различным темам и событиям). В 2023 году сообщество «Школьный театр», реализовали новогоднее представление для младших классов. Активисты Движения Первых приняли участие во-всероссийском конкурсе «Новогодняя сказка Первых». Младшее сообщество «Мир театра» показали свои таланты на концерте посвященном Международному женскому дню. Так же сообщество «Содружество голосов» завоевали 3 место в городском конкурсе хоровых коллективов «Битва хоров», а сообщество «Голос» на протяжение всего учебного года (2023-2024) участвуют во-всех концертных программах. По инициативе обучающихся в школе создана рок-группа «Другие миры» и танцевальная группа «Звёздный свет», которые то же участвуют в концертах. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия Также данное направление реализуется через дни единых действий: День музыки, День художника, День Поэзии. В направлении имиджа школы работа велась над созданием аккаунтов медиасообщества «Медиароби», «Совета старшеклассников» и «Движения Первых». Традиционными стали ежегодный фестиваль сообществ школы, вручение значков отличника и активистов школьных сообществ в начале каждой четверти. Эстетическое отношение к действительности также развивается в процессе сотрудничества школы с различными учреждениями культуры. Так, в январе 2023 года День студенчества прошел совместно со студентами ЗабГУ, которые на протяжении дня пели песни, танцевали, играли в народные игры и рассказывали о традициях народа. Эстетическое воспитание реализуется не только в отношении обучающихся, но и педагогов. В октябре 2023 года прошел вокальный батл среди педагогов. Формируется представление о прекрасном и с помощью изменения школьных пространств. Пока еще недооформлены школьные пространства в современном стиле, но в холле школы к каждому сезону меняется оформление, а к каждому празднику создаются фото-зоны. Данное направление реализовано через модули программы воспитания «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Основные школьные дела», «Детские сообщества». -На базе школы проводятся занятия таких секций, как «Волейбол», «Баскетбол», «Биатлон», «Легкая атлетика», «Футбол», «Шахматы». Действует ШСК «Юность», сопредседателем которого является ученица 10 класса Б Трушина Александра, капитан сборной школы по волейболу. -Дважды в год проводится Традиционный День здоровья (сентябрь, апрель), подготовка к которым длится в течение нескольких недель. -Спортивные команды школы принимают участие в спортивных соревнованиях (районные соревнования по футболу, спортивные соревнования по классам по волейболу, Зимний турнир по футболу между 7-8 классами «Снежный мяч», Турнир по регби, Фестиваль ГТО, Президентские игры и Президентские спортивные соревнования, «Серебряные коньки») и эстафетах (им.Грабаря, Первомайской). Команда школы по Русской лапте заняла 3 место в соревнованиях Центрального района, а команда юнармейцев — приняла участие в соревнованиях по мини-футболу среди Почетных Караулов. -В сентябре и апреле проводятся классные часы, посвященные ЗОЖ. -На классных часах с привлечением медицинских специалистов проводились беседы: «Профилактика гриппа», «Коронавирусная инфекция: правда и мифы», «Профилактика никотинпотребления», «О вреде наркотиков», «Вакцинация» и др., проведены следующие классные часы: «Береги здоровье смолоду», «Профилактика простудных заболеваний», «Всемирный день здоровья» и т. п.. Также проводились мероприятия, с целью предоставления практических навыков профилактики различных заболеваниий, стрессов: в 5-х классах («Основы гигиены»), в 7 классах («Особенности подросткового возраста»), в 9 и 11 классах («Психологическая готовность к экзаменам»). Акция «10000 шагов»; -Массовые мероприятия, в которых приняли участие обучающиеся школы: Кросс нации, Акция «ЗАбег», Рейд «Личная гигиена школьника»; Месячники безопасности осенью и весной, Акция «Здоровое питание школьников», Акция «10000 шагов», Танцевальные перемены. - В 2024 году традиционное мероприятие «Мистер и мисс школа 55» в котором победу одержали ученики 10 класса Б Селина Ксения и Аристов Александр. - Участие в конкурсе «Мой первый бал», обучающиеся нашей школы победили в номинации «Самый стильный вальс». В октябре 2023 года школьников приняли участие в турнире по шахматам в рамках проекта «Спорт БЫСТРЫХ», и два ученика прошли на краевой этап, где и заняли призовые места. Юнармейцы также участвовали в шахматных соревнованиях для Почетных Караулов, где заняли 2 место. В честь Дня народного единства родители учеников 1-4 классов-участников программы «Орлята России» приняли участие в соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья». В школе проведены День Здоровья в формате весёлых стартов, викторин, Эстафет и квестов. Участвуют в городской спартакиаде допризывной молодежи, Городских соревнованиях по тэг-регби для школьников, районных соревнованиях по футболу и по баскетболу (Кэс-баскет). Президентские соревнования и спортивные игры организованы в течение учебного года. Традиционным стал школьный Зимний турнир по волейболу между учениками, родителями и педагогами «Мяч дружбы». В сентябре и апреле проводится традиционный месячник здоровья. В рамках Олимпиады «Неболит» проводились мероприятия, связанные с психологическим Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания Урочная деятельность здоровьем школьников. Направление предусматривает воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в труде. Реализация происходит в рамках модулей «Урочная деятельность», «Профориентация», «Внеурочная деятельность», «Самоуправление». -Школьники участвовали в генеральных уборках, субботниках. -В рамках международного дня школьных библиотек члены сообщества «Импульс» подклеили и привели в порядок книги в школьной библиотеке. -Профориентационные мероприятия проводились в формате экскурсий на предприятия города, организована работа по проекту «Билет в будущее», встречи с представителями разных профессий. - В рамках программы «Приоритет 2030» течение учебного года обучающиеся 10-х классов посещали профориентационные занятия в ЗабГУ (школа горняка). -В течение октября-ноября 2023 года прошли ознакомительные беседы представителей военных ВУЗов. -В начальной школе много внимания уделяется отношению школьников к труду, как деятельности. Ребят учат убирать за собой, дежурить в классе, организованы Посты дежурства по всей территории школы. В течение года ученики активно участвовали в проекте «Пофпробы». Формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды реализуется через такие мероприятия и события, как: - День осознанного потребления «Zero waste» в программе которого были просветительские занятия, флэш-мобы, мастер-классы. -Сообщество «Эколята» в течение всего учебного года участвуют в конкурсах и акциях городского и всероссийского уровня, участвовали в мастер-классе по высаживанию кедров. -В сентябре 2023 г. в школе проводились занятия в рамках «Эколята-молодые защитники природы» - в ноябре 2023 года школьники участвовали в сборе пластиковых крышек в рамках акции от Сбербанка, и сбора макулатуры. - Учитель начальных классов выиграла грант на озеленение пришкольной территории. Традиционно проводятся Дни единых действий, посвященные экологии: День птиц, День Земли, День Защиты животных. Данное направление является новым в программе воспитания, но присутствовало в Программе воспитания и социализации, и также является традиционным и важным для школы. Реализуется не только в модуле «Урочная деятельность», но и в рамках «Внеурочной деятельности», в работе объединений дополнительного образования, в мероприятиях в рамках Дней Единых Действий, посвященных юбилеям деятелей науки и искусства (Циолковскому, Ушинскому и т.д.), а также Днях, связанных с наукой (например, Международный день распространения грамотности, День космоса), а также в День науки, когда вся школа участвует в мероприятиях «Наука 55» и на различных станциях можно попробовать проявить себя в разных научных направлениях. 12.04.2024 года в школе прошел Космический день, посвященный первому полету человека в космос. В школе продолжает развиваться проектная деятельность, в том числе в деятельности ШНОУ. Также школьники принимают участие в игре «Глобальная атака». В школе действуют сообщества дополнительного образования «Робототехника», «Программирование в Scratch», активно работает ШНОУ «Наука 55», в которое входит 61 обучающихся 2-11 класс. Ученица 10 класса Б Михалева Ксения заняла первое место в краевом этапе научнопрактической конференции «Шаг в науку», и приняла участие во всероссийском этапе. Так же Ксения выиграла на муниципальном этапе регионального конкурса лучших портфолио школьников «Будущее Забайкалья 2024» и прошла в следующий этап. Традиционно ученики нашей школы получают призовые места в научно-практических конференциях. Таблица № 3 Модули программы воспитания В рабочие программы по предметам включены воспитательные задачи. Согласно Календарю знаменательных событий в школе проводятся единые уроки, посвященные важным событиям, годовщинам и юбилеям. Традиционными стали уроки безопасности в сети интернет (в рамках Внеурочная деятельность и дополнительное образование Классное руководство Основные общешкольные дела Внешкольные мероприятия Организация предметноэстетической среды уроков информатики), а так же участие во-всероссийской акции «Территория безопасности», уроки личной безопасности (в рамках ОБЖ), проведены уроки в Неделю космоса по разным темам, урок Науки и технологий в сентябре в рамках уроков физики, Урок народного единства в рамках уроков истории. Учителя-предметники являются активными помощниками проведения тематических Дней единых действий, включая элементы данных дней в свои занятия по предметам. Общее количество сообществ дополнительного образования и внеурочной деятельности в ОУ– 11 (8 оплачиваются как доп.образование (программы «Дроны», «Робототехника», «Юнармия», «Шахматы», «Биатлон», «Баскетбол», «Волейбол», «Лёгкая атлетика»), в рамках внеурочной деятельности проходят занятия спортивных секций, работает ШНО «Наука 55», спортивный клуб «Юность», медиа-сообщество «Медиароби», школьный театр, «Мир театра» волонтерский отряд «Твори добро», «Эколята», школьный хор «Содружество голосов», сообщество «Голос», «Эмоциональный интеллект», ЮИД, туристический клуб «Пеший туризм», «Программирование в Scratch”, “Юный инженер”. Всего в секциях и сообществах дополнительного образования и внеурочной деятельности при школе занято 635 обучающихся. Классное руководство на конец 2023 года в МБОУ «СОШ №55» осуществляют 27 классных руководителя на 32 учебных класс - комплекта. 21 классный руководитель имеет высшее образование, аттестованы. 5 классных руководителей совмещают классное руководство в двух классах. 2 классных руководителя имеют неоконченное высшее образование. 4 классных руководителя имеют среднее профессиональное образование. Наиболее активные классные руководители: Григорьева И. О. (конкурс «Минута славы» (заняла 2 место), участие обучающихся в различных конкурсах, призовые места); Григорьев Н. И. (конкурс «Минута славы» (участие), участие обучающихся в различных конкурсах, призовые места); Федотова Т. А., Ван О. В., Ларионова Т. С., Абшивнёв И. О. (Активное участие обучающихся в работе органов самоуправления, организация мероприятий, участие обучающихся во всех школьных и городских мероприятиях, в научной деятельности); Михалёва Ш. Б., Усова В. В., Шкатова Л. Г. (активное участие класса в программе «Орлята России», творческих конкурсах); Ермолина А. А., Почекунина Н. С., Ларионова Т. Н. (активное участие в мероприятиях детских объединений); Матушевский А. П. (активное участие класса в научной деятельности); Тимофеева В. Д. (активное участие в творческих конкурсах); Матвеева Ю. Д. (класс является основой театральной труппы); Кудря Т. В., Зарубина В. Ф. (участие в городских конкурсах, призовые места, оформление рекреаций школы); Григорьева И. О. (участие в конкурсах и мероприятиях, вожатских сменах); Тетерук Н. А., Борсук О. В., Вокина т. В. (активное участие в мероприятиях ДО «Импульс»); Федотова Т. А., Ван О. В., Григорьева И. О., Матушевский А. П., Абшивнёв И. О., Ларионова Т. С. (классы-основа Совета Старшеклассников). В течение года работает РГК классных руководителей, проводятся заседания, планерки, лектории. Каждый классный руководитель имеет план воспитательной работы, по итогам четверти сдает отчет. В течение 2023-2024 года были проведены традиционные мероприятия День героев Отечества, «Новогодний калейдоскоп», День детства, День безопасности, День знаний, День Здоровья, День учителя, «Мистер и мисс школа», Фестиваль сообществ. Регулярно проводятся Дни Единых Действий, направленные на систематизацию разрозненных событий и превращения их в эффективный инструмент воспитания. По итогам анализа дел можно сделать вывод, что в условиях школы оптимальной формой для проведения ООД является форма погружений, позволяющая задействовать все классы и развернуть ООД по нескольким направлениям. В течение 2023-2024 года обучающиеся школы посетили спектакли Драматического театра, концерты в Филармонии, встречались с выдающимися актерами в рамках проекта «Учим на изусть с актёрами театров», посещали классные встречи и Уроки мужества в ОЦ «Эврика», ОДОРА, ДДЮТ, выезжали на экскурсии в г.Нерчинск, на Кадалинские дворцы, Алханай, в парк Амодово. Каждый сезон холл школ и кабинеты оформлялись в соответствии с определенной тематикой (весна, Последний звонок, осень, Новый год). Начато оформление кабинета «Центр детских инициатив», 1 сентября при вступлении в «Движение Первых» состоялось открытие концептуальных пространств школы. В направлении имиджа школы работа велась над созданием аккаунтов медиа-сообщества «Медиароби», «Совета старшеклассников» и «Движения Первых». Работа с родителями Самоуправление Профилактика и безопасность Профориентация Социальное партнерство В течение 2023 года работа с родителями велась как на уровне государственно-общественного управления в рамках деятельности ЧГООС, так и на уровне классов. Все собрания проводились в очном формате. Тематика собраний: ГИА , проведены расширенные заседания с участием инспекторов ГИБДД, инспекторов ПДН, МЧС, Психологического центра «Милосердие», сотрудников ГОС Наркоконтроля, посвященные вопросам безопасности обучающихся. В течение года работает родительский контроль питания школьников, и соблюдения положения о школьной форме обучающихся. Совместно с родителями начальной школы, инспекторами ГИБДД, отрядом ЮИДД проведен рейд на дорогах перед школой в октябре 2023 года. Активность посещения родителями собраний высока в начальной школе, снижается в 6-8 классах и затем снова повышается в 9-11 классах, что связано с итоговой аттестацией. В среднем по школе 86,5 % родителей посещают классные родительские собрания. Совет старшеклассников принял участие в организации следующих мероприятий: -Мероприятия в школьном весеннем лагере «Орлята России», - в днях единых действий в течение учебного года, -Судейство в различных школьных соревнованиях и конкурсах, -Поздравление мам с днем Матери, -Поздравление учителей с праздниками: День учителя, Новым годом, 8 марта и 23 февраля, -Мероприятие «Мистер и мисс школа», -Соревнования по волейболу между родителями, обучающимися и педагогами, -Соревнования по волейболу и баскетболу среди 8-10 классов, -День Здоровья, -мероприятия «Новогоднего марафона», -участие в мероприятиях Движения Первых, проекте «Территория УСпеха». - Организация выступления на линейках,: Снятие Блокады Ленинграда, посвящённой Воинам интернационалистам, Пионерам-Героям, Холокосту, Терроризму, Воссоединению с Крымом, -Организация мероприятий смены пришкольного лагеря «Орлята России», -Открытие первичного отделения РДДМ, -Своя игра ко Дню космонавтики, - Подготовка избирательной компании, проведение выборов. Большое внимание уделялось в течение года формированию основ безопасности жизнедеятельности обучающихся. Систематически проводилась работа по профилактике разных видов травматизма обучающихся, воспитанников (бытового, дорожно-транспортного, уличного, спортивного), а также мероприятия по предупреждению несчастных случаев с детьми. В начале года, а также в конце каждой четверти, проводятся инструктажи по ТБ на улице, в школе, дома. Осенью и весной организуются профилактические беседы по безопасному поведению на замерзающих водоемах, в пожароопасный период – по поведению в лесу. Ежегодно школа участвует в месячнике «Внимание – дети!», который направлен на профилактику дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся школы. 4 раза в году, в каждой четверти проводится инструктаж по ТБ на дорогах и ПДД, перед каждым организованным выходом с учащимися в обязательном порядке проводится инструктаж, о чем вносится запись в журнал инструктажа лицом, организующим выход. Выезд обучающихся также организуется с учетом мероприятий по обеспечению безопасности. Действует отряд ЮИД, Особое внимание в школе уделяется работе с учащимися по пожарной безопасности. Обучение навыкам пожарной безопасности включает систематическое проведение противопожарных мероприятий: проведение совместных учебно-тренировочных мероприятий с практической отработкой навыков эвакуации; поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов. Проводится работа по профилактике употребления психоактивных веществ: СПТ, акции «Классный час», «Родительский урок», мероприятия по предотвращению экстремизма. Во второй четверти школа участвовала в мероприятиях акции «Территория безопасности», всю неделю проводя мероприятия, посвященные безопасности. Профориентационная работа проводилась, в том числе, в рамках таких проектов, как Всероссийский проект «Билет в Будущее» Всероссийский конкурс «Молодежь. Наука. Бизнес», региональный этап, Всероссийский инженерный марафон «IMAKE». С профориентационными лекциями школу посетили выпускники - студенты ЗабГУ, ЗабИЖТ, московской академии ФСБ, ЗабКУК, ЧПК. В классах организованы посещения предприятий города, на которых работают родители, проведены классные часы на тему профориентации. В течение года обучающиеся принимали участие в проекте «Профпробы». Школа осуществляла тесное сотрудничество со следующими организациями: 1. Военная часть 38151. 2. Региональное отделение партии «Единая Россия» (проведение классных часов к памятным датам). 3. ЗабИЖТ проведение конкурса «Мой первый бал», посвящение младших школьников в сообщество «Юный эколог», военно-патриотической игры «Разведка боем», Детские объединения 6. Энергетический, Горный и факультет естественных наук математики и технологии ЗабГУ. 7. ГИБДД (помощь в организации деятельности отряда «ЮИД», в реализации проекта «С ПДД на ТЫ!», проведении классных часов, бесед, родительских собраний). 8. Драматический театр 10. Федерация самбо «Островский 13» (организация мастер-классов и показательных выступлений) 11. ЗабКУК (организация концертов и выступлений) В школе существуют детские объединения для ребят 8-10 лет (2-4 классы) «Импульс» и 11-14 лет (5-8 классы) «Роби-55». Основной ячейкой детского объединения является первичное звено ‒ сообщество, которое формируется на базе классного коллектива. У детского сообщества есть своя символика: эмблема. Прошло посвящение в ДС «Импульс» и «Роби-55», «Движение Первых» и «Орлята россии» В 2023-2024 г. в рамках мероприятий ЧГДОО «Родничок» детские объединения приняли участие в следующих мероприятиях: -Интеллектуальная игра «Большой России славный город — Чита» - сообщество «Роби-55» заняли 3 место, - акция «Улицы Героев», - конкурс «Реликвии читинских семей» - сообщество «Роби-55» заняли 1 место, сообщество «Импульс» заняли 3 место, - акция «Достопримечательности Читы», - городская викторина «Историю хранят музеи» сообщество «Импульс» заняли 3 место, - акция «Посланники добра», - акция «Новогодняя Чита». В 2023 году педагогический коллектив и администрация школы провели работу по организации изучения школьниками государственных символов России и субъекта РФ. Для этого скорректировали рабочие программы по предметам: ОДНКНР, окружающий мир, история, обществознание. Ввели занятия с использованием проектной и исследовательской деятельности с целями: углубить знания о госсимволике и ее истории; сформировать личностные основы российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности; осмыслить политическую и нравственную суть символов; расширить и углубить представления о гражданских обязанностях, в том числе о защите Отечества на воинской или альтернативной службе. Большую роль сыграл цикл «Разговоры о важном», включенный в модуль «Классное руководство». Содержательная составляющая цикла разработана досконально, все материалы содержатся на сайте https://razgovor.edsoo.ru. Согласно распоряжению Министерства образования (Письмо Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2023 г.) с 1.09.2023 года в МБОУ «СОШ №55» проводится еженедельный ритуал поднятия (вноса) государственного флага РФ. Принято Положение об использовании государственных символов, разработан ритуал, издан приказ. При поднятии (внесении) флага исполняется гимн РФ, с 07.11.2022 г. он исполняется под инструментальную версию. С 01.09.2022 г. введена должность Советника директора по воспитанию, конкурс прошла и трудоустроена Федотова Татьяна Анатольевна. В ее функционал входит осуществление связи с детскими объединениями, проведение дней единых действий, также внесенных в план воспитательной работы. Благодаря активной работе советника совместно с вожатой активизировалась работа ДС «Импульс» и «Роби-55». В начальной школе в четырёх классах реализуется программа «Орлята России». Упорядочение работы педагогических работников, чьей непосредственной функцией является воспитание, осуществляется с помощью Штаба воспитательной работы. Занятость учащихся Занятость детей в системе дополнительного образования на базе ОО № Направления дополнительного Количество сообществ по Таблица № 4 Количество детей, п/п данному направлению в ОУ 7 образования и внеурочной деятельности в образовательном учреждении Школьное НОУ по всем направлениям. Физкультурно-спортивное направление (школьные спортивные секции, клубы) Профильный отряд «Юный инспектор движения» Юнармия «Робототехника» «Программирование в Skratch” «Юный инженер» Волонтёрский отряд «Твори добро» 1 5 занимающихся по данному направлению в ОУ 61 109 1 15 1 4 2 2 1 25 85 40 40 15 8 Медиа-сообщество «Медиароби» 1 16 9 Театр «Мир театра» 1 15 10 Школьный театр 1 15 11 «Пеший туризм» 1 15 12 «Юный эколог» 1 27 13 «Основы эмоционального интеллекта» 1 15 14 Школьный хор «Содружество голосов» 1 30 15 «Голос» 1 30 16 «Дроны» 4 82 Итого 3 635 1 2 3 4 5 6 Количество обучающихся, занятых в системе дополнительного образования в образовательном учреждении на 1 декабря 2023 года – 475 человек. Всего дополнительным образованием в муниципальных учреждениях разной формы собственности охвачено обучающихся школы 832 чел. IV. Содержание и качество подготовки Статистика показателей за 2023–2024 годы № п/п 1 2 3 4 Параметры статистики Количество детей, обучавшихся на конец учебного года в том числе: – начальная школа – основная школа – средняя школа Количество учеников, оставленных на повторное обучение: – начальная школа – основная школа – средняя школа Не получили аттестата: – об основном общем образовании – о среднем общем образовании Окончили школу с аттестатом особого образца: – в основной школе – в средней школе МБОУ СОШ №55 начала свою работу с 01.09.2023 г. и не имеет данных по разделу. Таблица № 5 2023/24 учебный год - - В Школе обучаются учащиеся 1-10 классов. На уровне СОО присутствует профильное обучение: технологический (информационный), технологический (инженерный), гуманитарный (с углубленным изучением истории и обществознания) профили. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений на уровне НОО, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена учебным курсом «Информатика и ИКТ». Реализация части ООП ООО, формируемой участниками образовательных отношений, имеющей инженерную направленность, подразумевает наличие учебных курсов «Информатика и ИКТ» в 5-6 классах, «Решение простейших комбинаторных задач» в 5-6 классах, учебных курсов «Практикум по решению физических задач», «Творческая информатика» в объеме по 1 ч. в неделю. С целью реализации Концепции психолого-педагогических классов в направлении формирования психолого-педагогических компетенций 7-8 классов созданы психолого-педагогические группы, обучающиеся по учебному курсу «Основы психологии и педагогики». Формируемая часть учебного плана СОО МБОУ «СОШ №55» включает в себя курсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. История российской культуры (по выбору) Компьютерная и информационная безопасность (по выбору) Практикум по химии (по выбору) Комбинированные задачи по физике (по выбору) Финансовая грамотность (по выбору) Химическая технология пищевого производства (по выбору) Подготовка к семейной жизни и сознательному родительству (по выбору) Биологический эксперимент (по выбору) Практикум по всеобщей истории (по выбору) Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения обучающимися программ начального и основного общего образования по показателю «успеваемость» на первое полугодие 2023-2024 учебного года. Успевают из них Параллель Количество учащихся Всего на "5" на "4", "5" 1 1 2 188 3 4 Все го 5 2 3 90 82 89 81 10 8 46 41 4 79 79 6 1- 4 кл. 5 439 78 249 78 6 7 78 52 8 9 с одной "4" 6 Таблица № 6 Не успевают по предметам из них Не аттестовано из них с одной "3" Все го по уваж-й причине Все го одно му дву м более 2 11 12 13 14 1 4 1 4 1 6 2 3 2 1 2 7 8 6 3 14 13 1 1 35 5 15 24 2 122 27 14 2 42 4 1 1 77 47 4 38 17 1 8 3 78 52 71 50 1 3 16 10 5- 9 кл. 338 323 10 108 Итого 777 572 34 230 1 9 по прогулам 10 1 9 4 1 3 28 2 1 1 13 10 1 2 17 70 3 1 2 13 10 1 2 Результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по показателю «Успеваемость» на первое полугодие 2023-2024 учебного года. Таблица № 7 Успевают Не аттестовано из них Параллел ь Количество учащихся Всего из них на "4", "5" на "5" с одной "3" Все го с одной "4" 6 1 2 3 4 5 10 45 38 4 10-11 кл. 45 38 4 Не успевают по предметам Всего по уваж-й причине из них по прогулам Всего одном у дву м более 2 7 8 9 10 11 12 13 14 17 1 2 1 1 5 2 1 2 17 1 2 1 1 5 2 1 2 Школа работает над повышением качества образования для всех обучающихся, составлен план работы с неуспевающими обучающимися, составлен перспективный план работы, который направлен на развитие знаний и навыков каждого ученика. Также составлен план работы с одаренными детьми. Инструментарий оценки образовательных результатов обучающихся Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты - методика диагностики личностного роста - И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев; - самооценка обучающихся; - смысловое самоопределение; -ценностно-нравственные ориентации (определение уровня становления мировоззренческой позиции - Тяглова Е.В.) - Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лусканова. - выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Г.А. - оценка смыслового чтения, - оценка ИКТ-компетентности (практическая работа с использованием компьютера) ; -оценка сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов); - оценка предметных результатов каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, - оценка администрацией школы в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений - административные контрольные работы, репетиционные экзамены с использованием демонстрационных версий итоговых работ и норм их оценки; Цукерман, - Тесты мышления (Л. Тихомирова) - портфолио обучающегося; - оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; - ежедневные наблюдения в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности классным руководителем и учителями – предметниками - оценка познавательных учебных действий (письменные измерительные материалы); - защита индивидуального итогового проекта; - мониторинг функциональной грамотности обучающихся. - государственная итоговая аттестация - анализ итогов предметных олимпиад, научнопрактических конференций. Результаты участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах различного уровня Показатель Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: Регионального уровня Федерального уровня Международного уровня Таблица № 8 Первое полугодие 2023-2024 учебного года 118 (14,6%) 86 (10,6%) 31 (4%) 1 (0,1%) В 2023-2024 уч.году наблюдается достаточно высокая активность обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах различных уровней. Обучающиеся школы являются участниками грантовых конкурсов, образовательных акций, всероссийских проектов в IT-направлении. V. Востребованность выпускников В 2023-2024 учебном году в 9 классах обучается 52 ученика, на уровне СОО обучаются 42 ученика. Для реализации плана профориентационной работы осуществляется сотрудничество с ЗабГУ (факультет строительства и экологии, энергетический факультет), Читинским техникумом железнодорожного транспорта, Читинским Педагогическим колледжем. Реализуется проект «Билет в будущее» для обучающихся 6-10 классов, проводились профпробы в организациях города Читы. VI. Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды. В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по следующим категориям: дети с задержкой психического развития (ЗПР) - 14; дети с нарушением интеллекта (У/О) – 1; дети с нарушением речи – 1; Дети с НОДА – 3; Дети с РАС – 2. Всего в 2023-2024 году в Школе получают образование 21 обучающийся с ОВЗ, в том числе 3 детей-инвалидов. Образование обучающихся с ОВЗ организовано в разных формах: совместно со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья, индивидуально на дому, дистанционной форме. В Школе создана доступная среда, которая отвечает образовательным потребностям каждого ребенка с ОВЗ. 34 педагога работает с детьми с ОВЗ. Все педагоги повышают квалификацию в области инклюзивного образования на базе ГНМЦ, ИРО Забайкальского края. Штатное расписание специалистов сопровождения: Педагог-психолог – 1 специалист; Социальный педагог – 1 специалист; Педагог-дефектолог – 1 специалист. Социально-психологическая служба оказывает помощь учителям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с обучающимися, при изучении личности школьника, составлении индивидуальных образовательных маршрутов. Имеется кабинет для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС, кабинет дефектолога. Учебные кабинеты включают рабочую, игровую зоны и зону для индивидуальных занятий, что позволяет организовать урочную, внеурочную учебную деятельность и отдых. Педагогом-психологом проводится работа по адаптации обучающихся с ОВЗ и систематическая работа с родителями в виде индивидуальных консультаций. VII. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В Школе утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ СОШ № 55 от 30.08.2023 г., принята Программа ВСОКО, выстроена система внутренней оценки качества образования, способная оценивать образовательные программы, и регулярно проходить процедуры внешней оценки качества образования в надежных экспертных организациях. ВСОКО осуществляется в строгом соответствии с федеральными требованиями к порядку проведения процедуры самообследования в школе, а также к различным параметрам, которые используются в процессе федерального государственного контроля качества образования. В течение 2023-2024 учебного года с целью мониторинга эффективности образовательной деятельности педагогов были проведены следующие мероприятия: - проведение оценочных процедур обучающихся (стартовый (1,5,10 классы) и входной контроль, промежуточная аттестация); - посещение членами администрации учебных занятий, воспитательных мероприятий, контроль работы классных руководителей: ФИО, должность Количество учебных занятий Перунова Г.В. Багаева Ю.А. Усова В.В. Ван О.В. 10 23 21 5 Количество воспитательных мероприятий 7 10 5 23 Таблица № 9 Количество учебных занятий с детьми на индивидуальном обучении 3 4 11 0 - систематический контроль корректировки рабочих программ по предмету; - контроль организации очного и дистанционного обучения для детей с ОВЗ; - мониторинг профессиональных дефицитов педагогов, результаты которого использовались для организации наставничества и внутрифирменного обучения; - анкетирование обучающихся, родителей и педагогов (выявление уровня удовлетворенности качеством образования и жизнедеятельностью Школы. На основе полученных данных составлен план-график КПК педагогов, организованы методические совещания, в том числе мероприятия по обмену опытом с педагогами других школ. Методический совет школы утвердил индивидуальные образовательные маршруты двух молодых педагогов. Также в МБОУ СОШ №55 действует программа наставничества, образованы 4 наставнические пары. - анкетирование обучающихся, родителей и педагогов (выявление уровня удовлетворенности качеством образования и жизнедеятельностью Школы. Графическое отображение уровня удовлетворенности качеством образования и жизнедеятельностью школы участниками образовательных отношений В опросе на удовлетворенность уровня удовлетворенности качеством образования и жизнедеятельностью школы участниками образовательных отношений приняли участие 589 родителей обучающихся. На вопрос об удовлетворении качеством подготовки обучающихся респонденты ответили 53,1% удовлетворительно, 43,7 % частично удовлетворительно. Более половины респондентов удовлетворены качеством внеурочной деятельности в образовательной организации. Среди наиболее интересных курсов внеурочной деятельности обучающиеся выбирают Спортивный клуб, программирование, туристический клуб, театральную студию школы. Оценка психологического климата школы включает в себя множество показателей, в том числе результаты диагностик, проводимых службой сопровождения школы на уровне отдельных классов, но также субъективную оценку участников образовательного процесса (родители, обучающиеся, учителя). Ее результаты представлены в следующем виде: Следует отметить, что на стадии становления школьных коллективов отмечаются различные мнения участников образовательных отношений. Так, 29% оценивают психологический климат частично удовлетворительно, 6% вовсе неудовлетворительно. По итогам проведенного опроса психологической службе сопровождения и педагогическому коллективу школы поставлена задача по налаживанию благоприятного психологического климата. Программа развития МБОУ СОШ №55 в разделе «Школьный климат» направлена на достижение показателя «Психологический комфорт для всех» на 85% до 2026 г. Задачи, которые поставлены на следующий учебный год: обеспечение адресного подхода со стороны администрации, проведение информационно-разъяснительной работы с педагогами, родителями, обучающимися, формирование перспективного плана повышения квалификации педагогов-психологов по программам повышения квалификации, организация административного контроля за организацией обучения, разработка программы адресной психологической помощи (поддержки). Что касается оценки деятельности Администрации школы и ее педагогического коллектива классных руководителей, то результаты анкетирования были следующими: При этих результатах качество участия родительского сообщества в школе оценивается следующим образом: Качество организации питания в школе было оценено в целом положительно, но достаточно существенный процент (18,9%) родителей все же не удовлетворены качеством организации питания. Важным при анализе анкетирования выявился факт о том, что родители, отвечая на вопрос, оценивали не только качество организации, но и качество предоставляемого питания в школе в целом. В данном направлении в течение 2023-2024 учебного года МБОУ СОШ №55 ведет системную работу по организации родительского контроля. Данный контроль осуществляется открыто и объективно. 1 сентября 2023 года в МБОУ СОШ №55 были зачислены 807 обучающихся 1-10 классов, к моменту составления отчета о самообследования в апреле 2024 года обучается 817 обучающихся. В настоящий момент существует запрос на открытие дополнительных классов в параллелях 1, 5, 8 классов. Анкетирование родителей в апреле 2024 года показало следующие результаты ответов на вопрос «Готовы ли вы рекомендовать нашу образовательную организацию?» VIII. Оценка кадрового обеспечения На период самообследования в МБОУ СОШ №55 работает 45 педагогический работник, из них 38 человек имеют высшее профессиональное образование педагогической направленности, 4 человек имеют среднее профессиональное образование педагогической направленности, 2 человека являются студентами ВУЗа (4 курс). Квалификационные категории Годы Высшая категория Первая категория 2023 5 человека 4 человека По итогам самообследования составлен перспективный план по аттестации педагогов на первую и высшую категорию. Одной из проблем Школы является скрытый дефицит кадров. Для решения данной проблемы в течение года администрацией Школы осуществлялось взаимодействие с комитетом образования администрации городского округа «Город Чита», ЗабГУ и ГАПОУ "Читинский педагогический колледж" по вопросу обеспечения кадрами. В 2023 году на работу было принято 12 молодых специалистов. В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – сохранение численного и качественного состава кадров, его развитие в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: − создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; − повышение уровня квалификации персонала. - составление индивидуальных маршрутов педагогов В 2023 году в Школе разработана Программа наставничества, в рамках которой были проведены следующие мероприятия: - подготовка условий для запуска программы наставничества (изучение и систематизация материалов по проблеме наставничества, создание нормативной базы); - формирование базы наставляемых и базы наставников; - отбор и обучение наставников; - формирование наставнических пар - 4; - организация и осуществление работы наставнических пар. В 2023-2024 учебном году приняли участие в мероприятиях: 1. Августовская педагогическая конференция – Багаева Ю.А., Усова В.В., Баранова Д.С., Федотова Т.А. 2. Всероссийская научно-практическая конференция «30 лет Конституции РФ: наука и правоприменительная практика» (г. Чита, ЗабГУ, 12 – 22 декабря 2023 г.) – Мерзлякова И.С. 3. VI Международная научно-практическая конференция «Православие и общество: грани взаимодействия» в рамках XIII Забайкальских Рождественских образовательных чтений, регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений (г. Чита, ЗабГУ, декабрь 2023 г.) – Мерзлякова И.С., Тимофеева В.Д. 4. Межрегиональная научно-практическая конференция «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» 20.09.2023 г. – Перунова Г.В., Багаева Ю.А. 5. Организация площадки всероссийского проекта «Код будущего» - Кудря Т.В. 6. Спартакиада работников образования – Михалев Ю.Ю., Абшивнев И.О., Ларионова Т.С,, Ларионова Т.Н., Тимофеева В.Д., Почекунина Н.С., Багаева Ю.А., Ван О.В., Григорьев Н.И., Григорьева И.О. 7. Конкурс видеороликов «Система наставничества ОО» МастерФеста «Наставничество – неограниченное пространство мастерства». 8. Краевой семинар ЗабКЛИ «Проектная деятельность и олимпиадное движение – факторы повышения качества образования» – Багаева, Ларионова, Григорьев, Зарубина 9. Межрегиональный научно-практический симпозиум «Цифровая трансформация образования»- Багаева Ю.А. 10. Городской конкурс оформления пришкольной территории к Новому году. 11. Всероссийской научно-практической конференции «XI Забайкальские педагогические чтения «Взаимодействие семьи и образования: актуальные проблемы, конструктивные научные идеи и эффективные педагогические практики» - Федотова Т.А. 12. Публикации Усова В.В. «Дети с низким уровнем психологической готовности к обучению: психолого-педагогические пути решения проблемы. Педагогическое обозрение №4, 2023. 13. Победа в грантовом конкурсе социальных проектов Норникеля с программой озеленения территории школы «Моя школа – зеленый оазис» – Усова В.В.. 14. Публикация печатного издания о малой родине – с.Аца Красночикойского района Забайкальского края в ГНМЦ – Кузьмина Н.П. 15. Участие педагогов в выездных семинарах ГНМЦ. 16. Региональный этап Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» Усова В.В., Баранова Д.С. в качестве экспертов В течение 2023-2024 учебного года Школа являлась организатором педагогических мероприятий муниципального уровня: 1. III Муниципальный (городской) инновационный форум, посвященный году «Педагога и наставника в России» 2. Тренд-сессия «Реализация ФООП в ДОУ и ОУ» в рамках муниципальной научнопрактической конференции «Новый контекст обучения и воспитания». 3. VII Читинский городской чемпионат по скоростному решению примеров для дошкольников. VIII. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Общая характеристика: − объем библиотечного фонда – 13803 единиц; − обеспеченность учебниками – 100 процентов; − обращаемость – 0 единиц в год; − объем учебного фонда – 13762 единиц. Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Состав фонда и его использование Таблица № 27 № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 13762 11076 2 Педагогическая 0 0 3 Художественная 0 0 4 Справочная 41 11 5 Языковедение, литературоведение 0 0 6 Естественно - научная 0 0 7 Техническая 0 0 8 Общественно-политическая 0 0 Приказ Минпросвещения России от 21.09.22 № 858 и приказ от 23.12.21 № 766, ранее утвердившие ФПУ, утратили силу. В связи с чем Школой изучен новый ФПУ. С учетом выделяеиых финансовых средств Школа планирует заказ учебников в соответствии с новым ФПУ на основании приказа № 858 от 21.09.22 г. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы – 0 дисков; мультимедийные средства (презентации)– 34 штуки. Средний уровень посещаемости библиотеки – 50 человек в день. На официальном сайте Школы имеется страница с информацией о работе библиотеки. Также у школьного информационного центра есть группа во «ВКонтакте» : «ШИБЦ МБОУ СОШ №55». Оснащенность библиотеки учебными пособиями недостаточная. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и для закупки фонда художественной литературы. Помимо официального сайта Школа регулярно ведет официальную страницу в социальной сети ВКонтакте (госпаблик) — с 01.09.2023. Работа госпаблика регламентируется Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ, постановлением Правительства от 31.12.2023 № 2560, рекомендациями Минцифры и локальными актами Школы. В госпаблике всегда присутствует информация: наименование Школы; почтовый адрес, адрес сайта, электронная почта; информация об официальном сайте Школы; иная информацию о Школе и ее деятельности. Визуальное оформление госпаблика Школы включает: аватар — основное изображение страницы, выполняющее функции визуальной идентификации; обложку — широкоформатное изображение, размещаемое над основной информацией официальной страницы; описание страницы, которое содержит основную информацию о Школе; меню страницы со ссылками, описаниями и графическими изображениями для удобства навигации пользователей. Меню официальной страницы содержит три типа ссылок: на электронную форму Платформы обратной связи (ПОС) для подачи пользователями сообщений и обращений; электронную форму ПОС для выявления мнения пользователей, в том числе путем опросов и голосований; Запись в кружки через Госуслуги. Количество подписчиков: 568 человек. Также у школы есть телеграмм-канал «Школа 55» , где размещаютсяч основные новости и объявления школы. Количество подписчиков: 758. Кроме этого, у школьных сообществ, таких, как «Движение первых» МБОУ СОШ №55, медиацентр «МедиРоби» также существуют свои страницы в социальной сети во ВКонтакте. IX. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 33 учебных кабинета, оснащенных интерактивным оборудованием, актовый зал на 285 мест, столовая, спортзал, мастерские, библиотека. Так же в школе имаются: − лаборатория по физике; − лаборатория по химии; − лаборатория по биологии; − компьютерный класс; − инженерный кластер; − кабинет технологии для девочек (кулинария); − кабинет технологии для девочек (кройки и шитья); − кабинет ОБЖ. В здании Школы оборудован спортивный зал, столовая и пищеблок. Вход начальной и основной школы оборудованы СКУД. Результаты самообследования свидетельствуют о том, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся