Основы психологии и педагогики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и наука Забайкальского края
Городской округ «Город Чита»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Основы психологии и педагогики»
7-8 классы

Чита, 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» представляет собой
профориентационный курс психолого-педагогического образования, который должен
сформировать у школьников первоначальные общие представления о психологопедагогической деятельности необходимые для их осознанного выбора профессии учителя,
психолога, воспитателя, чья профессиональная деятельность направлена на работу с людьми.
Программа составлена с учётом требований ФГОС ООО, утверждённых приказом
Министерства Просвещения РФ №287 от 31.05.2021 г.
Согласно учебному плану ФГОС ООО МБОУ СОШ №55 г.Читы на 2023-2024 учебный
год, продолжительность учебного года с учётом праздничных и каникулярных дней в 7 и 8
классах- 34 недели. В связи с этим количество часов по данному курсу в 7, 8 классах составит
34 часа за год из расчёта 1 час в неделю.
Данный курс «Основы педагогики и психологии» рассчитан на овладение учащимися
определенных социально-психологических знаний, на развитие способностей адекватного и
наиболее полного самопознания и познания других людей, на изучение и овладение приемами
конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности.
Курс призван содействовать формированию психолого-педагогического мышления, что,
в частности, предполагает:
а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического
склада и, как следствие, идеи недопустимости для педагога чисто рецептурных действий;
б) отношение к личности как высшей ценности, исключающее манипулирование человеком
и использование его как средства достижения других целей;
в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики.
Следствием этого является признание невозможности прямого вмешательства в психику или
непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания и умения,
черты личности, интересы и идеалы могут быть сформированы или изменены в результате
деятельности, инициированной самим учащимся. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять их. Всякое внешнее, прямое
вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться
губительным для психики или даже жизни человека;
г) признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и
одновременно источника новообразований индивидуальной психики.
Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные
планы,
склонности
и
интересы
к
работе
с
детьми.
Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий.
Цель данного курса:
формирование и закрепление положительной мотивации старшеклассников к
профессиональной психолого-педагогической деятельности, помощь в самоопределении и
осознании соответствия профессионального выбора педагогической профессии личным
особенностям.
Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся,
развитие навыков социальной компетентности учащихся.
Задачи:
1.Формирование у учащихся знаний базовых педагогических и психологических
представлений в области таких наук как «Педагогика» и «Психология», что является
необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя.
Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
2.Развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания
других людей (способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся; развить
навыки рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков; развить способность
2

понимания чувств и мотивов поведения других людей; обучить приемам саморегуляции в
стрессовых ситуациях; обучить приемам творческого преодоления конфликтов).
3.Изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его
эффективности.
4.Развитие интереса к педагогическому труду.
Реализация воспитательного потенциала урока
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа внеурочной деятельности «Основы
психологии и педагогики» содержит следующие виды и формы деятельности воспитательного
потенциала
урока: -установление доверительных отношений между педагогом и обучающимся,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
педагогического
работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности.
Цели и задачи учебного предмета соответствуют целям и задачам воспитания в школе.
Содержание учебного предмета способствует развитию ключевых компетенций учеников,
указанных в рабочей программе воспитания.
Методы обучения и оценки знаний учитывают индивидуальные особенности учащихся и
способствуют формированию ценностных ориентаций, предусмотренных в рабочей программе
воспитания.
Предполагаемые результаты освоения программы:
• Развитие
самостоятельности мышления обучающихся, приобретение новых
коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству.
• Эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений.
• Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору
профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
• активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
3

•

•

•

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
• осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
• уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
4

•

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью
героев на страницах литературных произведений;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
• установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
5

•
•
•

•

•
•
•
•
•
•
•
•

сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные учебные познавательные действия:

•

•

•
•
•
•

1) Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной
задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов;
6

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•

•

•
•
•

•
•

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

•

1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения;

7

•

•
•
•

•
•
•

•

•

•
•

•
•

•

•
•
•

•
•

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной
деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
8

Универсальные учебные регулятивные действия:

•
•
•

•

•

1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать
план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям.
•

3) Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
• регулировать способ выражения своих эмоций.
•

4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
• проявлять открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
•

Структура урока: Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение
одного урока. В структуре урока традиционно выделяется следующие этапы хода урока:
объявление целей и задач урока, повторение пройденного, изучение нового материала,
9

практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов. Формы и
методы, используемые на уроках: обсуждение проблемных вопросов; дискуссии; анализ
ситуаций; имитационные и ролевые игры; элементы социально-психологического тренинга;
психогимнастика; рисуночные методы; техники и приемы саморегуляции; метод
направленного воображения, проведение и анализ результатов психологического тестирования,
мини-проекты по изучению психолого-педагогических явлений, написание сценария лекции,
мероприятия, собрания и др.
Основной способ контроля и оценивания результативности обучающихся: промежуточная
аттестация в форме собеседования по карте курса.

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 «Б», 8 «Б», 8 «В» КЛАССОВ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
7 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Дата
проведения
урока

Электронные
образовательные
ресурсы

1-4 Введение в курс «Основы педагогики и психологии».
Для чего изучают психологию.

1

08.09.

1

15.09.

1

22.09

1

29.09

1

06.10

Что такое психологическая помощь и психологическая культура. Основные компоненты
психологической культуры.
Тренинг «Хочу быть психологом». Кто такой психолог и чем он отличается от психиатра?
Этический кодекс психолога. Профессиограмма.
История развития педагогики. История развития психологии (информационные таблицы).

5

Особенности современной психологии.
Психология житейская. Психология научная. Разнообразие психологических школ.

6-7 Мозг и психика. Нервная система.
Межполушарная асимметрия мозга. Нейропсихология. (Строение мозга. Локализация высших
психических функций в коре головного мозга. Функции правого и левого полушария. Специализация
полушарий. Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную жизнь человека. «Правополушарное»
и «левополушарное» мышление. Нарушение синхронной работы полушарий. Доминирование полушарий
(«левши» и «правши»)).

13.10
1

Интересные факты об исследовании мозга.
Практикум.

11

8-9 Методы психологии.

1

20.10

2

27.10

Практические работы (самоизучение). Виды терапий, которые психолог использует в своей работе.
10

Когнитивные процессы человека.

03.11
1

10.11

11- Память. Тренировка памяти.
2
12
(Процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Теории, механизмы
и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Индивидуальные различия памяти.
Мнемотехнические приёмы).

17.11

13- Мышление и его особенности в разном возрасте.
14
Творческие способности. Креативность. (Позитивное мышление. Виды мышления. Мыслительные
операции. Пути развития и активации мышления).

01.12

Внимание .(Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное и
непроизвольное внимание. Развитие внимания).

15

Воображение.

08.12

1

15.12

1

22.12

Способности. Как можно развить свои способности.

1

02.02.23

Понятие о личности. Индивидуальность.

1

09.02

16- Интеллект и эрудиция.
17
Самопроверка (тест на IQ).

18

2

24.11

Психологические различия девочек и мальчиков
Биологические, эволюционные и психологические основания красоты, привлекательности, симпатии.

12

19- Потребности личности.
21
Самосознание. «Я-концепция». (Оценочная составляющая «Я-концепции»-самооценка. Особенности
поведения людей в зависимости от характера самооценки. Источники формирования самооценки).

1

16.02

1

02.03

1

09.03

22- Темперамент. (Психодиагностические особенности темперамента. Проявление темперамента в разных 1
24 сферах психики. Учение о типах нервной системы. Типы темпераментов. Проявление качества личности
в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа
темперамента. Проявление типов темпераментов в общении).

16.03

Самоотношение. Самоуважение. Имидж. (Преимущества высокого уровня самоуважения.
Самоуважение и любовь к себе. Путь к уверенности в себе. Права человека, которые поддерживают
уверенность в себе).
Как формируются комплексы и сопровождают нас в течении жизни.

Понятие- характера. Связь характера и темперамента.
Влияние характера, темперамента, способностей на профессиональное самоопределение.

1

23.03

1

30.03

1

06.04

Любовь. (Любовь в жизни человека. Разные стороны чувства любви. Выбор «предмета любви».)

1

13.04

Дружба. (Особенности юношеской дружбы. Факторы, влияющие на зарождение дружбы и дружеское
расположение.)

1

20.04

1

27.04

Практикум.

25- Эмоции и чувства. Гормоны. (Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств. Эмоции.
27 Аффекты. Настроение. Чувства. Виды эмоций. Связь эмоций с психическими процессами. Умение
контролировать свои эмоции и чувства. Влияние эмоций и чувств на здоровье человека.).
Практикум.

28- Стресс. Саморегуляция. (Влияние стресса и дистресса на организм и психику человека; пути выработки
30 адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Преодоление последствия стресса. Понятие

13

«Психологическая саморегуляция», методы саморегуляции эмоциональных состояний (аутогенная
тренировка, релаксация, самовнушение, ресурсное состояние).
Психосоматика. Психологическое выгорание.

1

04.05

1

11.05

31- Возрастные особенности психики. Ребёнок. Подросток. Юноша. (Общие вопросы возрастной психологии. 1
33 Психологические особенности развития ребёнка: период младенчества, возраст от 1 до 3 лет-ранее
детство, дошкольное детство-период от 3 до 7 лет, младший школьный возраст от 7 до 11 лет.
Особенности развития личности подростка. Причины возникновения подростковых характерологических
реакций. Особенности развития личности, формирование мировоззрения и в ранней юности.
Моделирование будущего.).

18.05

Практикум.

Методы и формы взаимодействия педагогов с детьми разного возраста. (Важность формирования
позитивного самоотношения, принципы позитивного воспитания).

1

25.05

Психологические расстройства детства.
Профилактика аддитивного поведения. Возрастные кризисы в поведении.

Итого:

1

34 ч.

8 КЛАСС

1-2 Вводный урок. Повторение основных понятий из курса 10 класса.
Тренинг «Хочу быть психологом».

2

06.09
13.09

14

314

Мир человеческого общения. Структура общения. (Психологическая характеристика общения.
Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. Средства общения).

1

20.09

1

27.09

Конструктивное общение. Тренинг.

1

04.10

Механизмы межличностного восприятия. (Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибка
превосходства. Ошибки привлекательности. Факторы отношения к Вам. Каузальная атрибуция.
Установка).

1

11.10

1

18.10

2

25.10

Невербальное общение. (Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Роль невербальных
средств в передаче информации).
Жесты. Мимика. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.
Практикум. Умеем ли мы общаться? Умеем ли мы слушать своего собеседника?

Почему мы конфликтуем. Стили разрешения конфликтов.
Практикум. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Руинштейн.

01.11

Что такое манипулирование? (Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем. Трюки
манипулятора. Манипулятивный способ поведения в конфликте).
Убеждающая коммуникация. Психология рекламы. Психология цвета.

2

08.11
15.11

15- Детско-родительские отношения.
16

17

Типы негармоничного воспитания.

1

22.11

1

29.11

1

06.12

2

13.12
20.12

1

27.12

15

1819

Особенности публичного выступления. Самопрезентация. (Моё призвание).

31.01
07.02

20- Мастерство педагогического общения. (Сущность педагогического общения и педагогической
21 коммуникации. Функции и структура педагогического общения. Стили общения педагога.)
Педагогическая этика.

22

2

Проблемы ценностей.

23- Коллектив и личность.
26
(Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы формирования
коллектива. Распределение ролей в коллективе).
Кто может стать лидером? (Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления).

1

14.02

1

21.02

1

28.02

1

07.03

1

14.03

2

21.03

Практикум. Тренинг лидерских качеств.

28.03

27- Профессиональное самоопределение.
31
(Общая готовность к самоопределению. Проблема выбора профессии. Выявление профессиональных
интересов и склонностей).

1

04.04

Выбор профессии. Классификация профессий. (Типология личности по Голанду. Условия выбора
профессии.

1

11.04

Возможные затруднения при выборе профессии. Профессионально важные качества профессий. Процесс
принятия решения).

3

18.04

16

Практикум. (Профориентационная работа: кто я и что я думаю о себе. Мир профессий: дороги, которые
мы выбираем. На пути к профессиональной цели)

25.04
02.05

32

Идеальный учитель. Творческая работа в группе.

1

16.05

33

Как стать гармоничным и уверенным в себе человеком.

1

23.05

Итого:

34 ч.

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.
2. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.
3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.
4. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.
6. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.
7. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
8. Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости: Учебное пособие. М.:
Педагогическое общество России, 2001
9. Гамезо
М.В.,
Домашенко
И.А.
Атлас
по
психологии.
М.:
Педагогическое
общество
России, 2001
10.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
11.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004.
12.Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001
13.Ю.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001
14.Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2008
15.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002
16.16 Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.
Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007.
– 127с.
5. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.
1.
2.
3.
4.

18

7. Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.
8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991
9. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008.
10.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: «Академия», 2004.
11.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». – М:
Генезис, 1997.
12.Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия».
13.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005.
14.Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд. – М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
15.Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.
16.Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального
самоопределения учащихся 9-х классов. – М, серия «Школьный психолог», 2008.
17.Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007.

19


Наверх

http://docs.cntd.ru/document/432943444

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».