МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса «Основы психологии и педагогики» 7-8 классы Чита, 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» представляет собой профориентационный курс психолого-педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о психологопедагогической деятельности необходимые для их осознанного выбора профессии учителя, психолога, воспитателя, чья профессиональная деятельность направлена на работу с людьми. Программа составлена с учётом требований ФГОС ООО, утверждённых приказом Министерства Просвещения РФ №287 от 31.05.2021 г. Согласно учебному плану ФГОС ООО МБОУ СОШ №55 г.Читы на 2023-2024 учебный год, продолжительность учебного года с учётом праздничных и каникулярных дней в 7 и 8 классах- 34 недели. В связи с этим количество часов по данному курсу в 7, 8 классах составит 34 часа за год из расчёта 1 час в неделю. Данный курс «Основы педагогики и психологии» рассчитан на овладение учащимися определенных социально-психологических знаний, на развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей, на изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности. Курс призван содействовать формированию психолого-педагогического мышления, что, в частности, предполагает: а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада и, как следствие, идеи недопустимости для педагога чисто рецептурных действий; б) отношение к личности как высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средства достижения других целей; в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Следствием этого является признание невозможности прямого вмешательства в психику или непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания и умения, черты личности, интересы и идеалы могут быть сформированы или изменены в результате деятельности, инициированной самим учащимся. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять их. Всякое внешнее, прямое вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для психики или даже жизни человека; г) признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики. Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные планы, склонности и интересы к работе с детьми. Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий. Цель данного курса: формирование и закрепление положительной мотивации старшеклассников к профессиональной психолого-педагогической деятельности, помощь в самоопределении и осознании соответствия профессионального выбора педагогической профессии личным особенностям. Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, развитие навыков социальной компетентности учащихся. Задачи: 1.Формирование у учащихся знаний базовых педагогических и психологических представлений в области таких наук как «Педагогика» и «Психология», что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя. Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся. 2.Развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей (способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся; развить навыки рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков; развить способность 2 понимания чувств и мотивов поведения других людей; обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; обучить приемам творческого преодоления конфликтов). 3.Изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности. 4.Развитие интереса к педагогическому труду. Реализация воспитательного потенциала урока В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа внеурочной деятельности «Основы психологии и педагогики» содержит следующие виды и формы деятельности воспитательного потенциала урока: -установление доверительных отношений между педагогом и обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Цели и задачи учебного предмета соответствуют целям и задачам воспитания в школе. Содержание учебного предмета способствует развитию ключевых компетенций учеников, указанных в рабочей программе воспитания. Методы обучения и оценки знаний учитывают индивидуальные особенности учащихся и способствуют формированию ценностных ориентаций, предусмотренных в рабочей программе воспитания. Предполагаемые результаты освоения программы: • Развитие самостоятельности мышления обучающихся, приобретение новых коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству. • Эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений. • Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Гражданского воспитания: • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; • представление о способах противодействия коррупции; • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; • активное участие в школьном самоуправлении; • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: 3 • • • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; • стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; • умение принимать себя и других, не осуждая; • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; 4 • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; • готовность адаптироваться в профессиональной среде; • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, 5 • • • • • • • • • • • • сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: • • • • • • 1) Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; 6 • • • • • • • • • • • • • • • • • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: • 1) Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; 7 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 8 Универсальные учебные регулятивные действия: • • • • • 1) Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. • 3) Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; • регулировать способ выражения своих эмоций. • 4) Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; • проявлять открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать всё вокруг. • Структура урока: Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре урока традиционно выделяется следующие этапы хода урока: объявление целей и задач урока, повторение пройденного, изучение нового материала, 9 практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов. Формы и методы, используемые на уроках: обсуждение проблемных вопросов; дискуссии; анализ ситуаций; имитационные и ролевые игры; элементы социально-психологического тренинга; психогимнастика; рисуночные методы; техники и приемы саморегуляции; метод направленного воображения, проведение и анализ результатов психологического тестирования, мини-проекты по изучению психолого-педагогических явлений, написание сценария лекции, мероприятия, собрания и др. Основной способ контроля и оценивания результативности обучающихся: промежуточная аттестация в форме собеседования по карте курса. 10 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 «Б», 8 «Б», 8 «В» КЛАССОВ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД 7 класс № Тема Кол-во часов Дата проведения урока Электронные образовательные ресурсы 1-4 Введение в курс «Основы педагогики и психологии». Для чего изучают психологию. 1 08.09. 1 15.09. 1 22.09 1 29.09 1 06.10 Что такое психологическая помощь и психологическая культура. Основные компоненты психологической культуры. Тренинг «Хочу быть психологом». Кто такой психолог и чем он отличается от психиатра? Этический кодекс психолога. Профессиограмма. История развития педагогики. История развития психологии (информационные таблицы). 5 Особенности современной психологии. Психология житейская. Психология научная. Разнообразие психологических школ. 6-7 Мозг и психика. Нервная система. Межполушарная асимметрия мозга. Нейропсихология. (Строение мозга. Локализация высших психических функций в коре головного мозга. Функции правого и левого полушария. Специализация полушарий. Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную жизнь человека. «Правополушарное» и «левополушарное» мышление. Нарушение синхронной работы полушарий. Доминирование полушарий («левши» и «правши»)). 13.10 1 Интересные факты об исследовании мозга. Практикум. 11 8-9 Методы психологии. 1 20.10 2 27.10 Практические работы (самоизучение). Виды терапий, которые психолог использует в своей работе. 10 Когнитивные процессы человека. 03.11 1 10.11 11- Память. Тренировка памяти. 2 12 (Процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Теории, механизмы и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Индивидуальные различия памяти. Мнемотехнические приёмы). 17.11 13- Мышление и его особенности в разном возрасте. 14 Творческие способности. Креативность. (Позитивное мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Пути развития и активации мышления). 01.12 Внимание .(Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное и непроизвольное внимание. Развитие внимания). 15 Воображение. 08.12 1 15.12 1 22.12 Способности. Как можно развить свои способности. 1 02.02.23 Понятие о личности. Индивидуальность. 1 09.02 16- Интеллект и эрудиция. 17 Самопроверка (тест на IQ). 18 2 24.11 Психологические различия девочек и мальчиков Биологические, эволюционные и психологические основания красоты, привлекательности, симпатии. 12 19- Потребности личности. 21 Самосознание. «Я-концепция». (Оценочная составляющая «Я-концепции»-самооценка. Особенности поведения людей в зависимости от характера самооценки. Источники формирования самооценки). 1 16.02 1 02.03 1 09.03 22- Темперамент. (Психодиагностические особенности темперамента. Проявление темперамента в разных 1 24 сферах психики. Учение о типах нервной системы. Типы темпераментов. Проявление качества личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов в общении). 16.03 Самоотношение. Самоуважение. Имидж. (Преимущества высокого уровня самоуважения. Самоуважение и любовь к себе. Путь к уверенности в себе. Права человека, которые поддерживают уверенность в себе). Как формируются комплексы и сопровождают нас в течении жизни. Понятие- характера. Связь характера и темперамента. Влияние характера, темперамента, способностей на профессиональное самоопределение. 1 23.03 1 30.03 1 06.04 Любовь. (Любовь в жизни человека. Разные стороны чувства любви. Выбор «предмета любви».) 1 13.04 Дружба. (Особенности юношеской дружбы. Факторы, влияющие на зарождение дружбы и дружеское расположение.) 1 20.04 1 27.04 Практикум. 25- Эмоции и чувства. Гормоны. (Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств. Эмоции. 27 Аффекты. Настроение. Чувства. Виды эмоций. Связь эмоций с психическими процессами. Умение контролировать свои эмоции и чувства. Влияние эмоций и чувств на здоровье человека.). Практикум. 28- Стресс. Саморегуляция. (Влияние стресса и дистресса на организм и психику человека; пути выработки 30 адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Преодоление последствия стресса. Понятие 13 «Психологическая саморегуляция», методы саморегуляции эмоциональных состояний (аутогенная тренировка, релаксация, самовнушение, ресурсное состояние). Психосоматика. Психологическое выгорание. 1 04.05 1 11.05 31- Возрастные особенности психики. Ребёнок. Подросток. Юноша. (Общие вопросы возрастной психологии. 1 33 Психологические особенности развития ребёнка: период младенчества, возраст от 1 до 3 лет-ранее детство, дошкольное детство-период от 3 до 7 лет, младший школьный возраст от 7 до 11 лет. Особенности развития личности подростка. Причины возникновения подростковых характерологических реакций. Особенности развития личности, формирование мировоззрения и в ранней юности. Моделирование будущего.). 18.05 Практикум. Методы и формы взаимодействия педагогов с детьми разного возраста. (Важность формирования позитивного самоотношения, принципы позитивного воспитания). 1 25.05 Психологические расстройства детства. Профилактика аддитивного поведения. Возрастные кризисы в поведении. Итого: 1 34 ч. 8 КЛАСС 1-2 Вводный урок. Повторение основных понятий из курса 10 класса. Тренинг «Хочу быть психологом». 2 06.09 13.09 14 314 Мир человеческого общения. Структура общения. (Психологическая характеристика общения. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. Средства общения). 1 20.09 1 27.09 Конструктивное общение. Тренинг. 1 04.10 Механизмы межличностного восприятия. (Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибка превосходства. Ошибки привлекательности. Факторы отношения к Вам. Каузальная атрибуция. Установка). 1 11.10 1 18.10 2 25.10 Невербальное общение. (Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Роль невербальных средств в передаче информации). Жесты. Мимика. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Практикум. Умеем ли мы общаться? Умеем ли мы слушать своего собеседника? Почему мы конфликтуем. Стили разрешения конфликтов. Практикум. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Руинштейн. 01.11 Что такое манипулирование? (Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивный способ поведения в конфликте). Убеждающая коммуникация. Психология рекламы. Психология цвета. 2 08.11 15.11 15- Детско-родительские отношения. 16 17 Типы негармоничного воспитания. 1 22.11 1 29.11 1 06.12 2 13.12 20.12 1 27.12 15 1819 Особенности публичного выступления. Самопрезентация. (Моё призвание). 31.01 07.02 20- Мастерство педагогического общения. (Сущность педагогического общения и педагогической 21 коммуникации. Функции и структура педагогического общения. Стили общения педагога.) Педагогическая этика. 22 2 Проблемы ценностей. 23- Коллектив и личность. 26 (Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе). Кто может стать лидером? (Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления). 1 14.02 1 21.02 1 28.02 1 07.03 1 14.03 2 21.03 Практикум. Тренинг лидерских качеств. 28.03 27- Профессиональное самоопределение. 31 (Общая готовность к самоопределению. Проблема выбора профессии. Выявление профессиональных интересов и склонностей). 1 04.04 Выбор профессии. Классификация профессий. (Типология личности по Голанду. Условия выбора профессии. 1 11.04 Возможные затруднения при выборе профессии. Профессионально важные качества профессий. Процесс принятия решения). 3 18.04 16 Практикум. (Профориентационная работа: кто я и что я думаю о себе. Мир профессий: дороги, которые мы выбираем. На пути к профессиональной цели) 25.04 02.05 32 Идеальный учитель. Творческая работа в группе. 1 16.05 33 Как стать гармоничным и уверенным в себе человеком. 1 23.05 Итого: 34 ч. 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. 2. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001. 3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002. 4. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999. 5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008. 6. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995. 7. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987 8. Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001 9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001 10.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996. 11.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004. 12.Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001 13.Ю.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001 14.Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008 15.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002 16.16 Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007. Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996. Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с. 5. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с. 6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978. 1. 2. 3. 4. 18 7. Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005. 8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991 9. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008. 10.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: «Академия», 2004. 11.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». – М: Генезис, 1997. 12.Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия». 13.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005. 14.Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 15.Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003. 16.Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. – М, серия «Школьный психолог», 2008. 17.Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007. 19