МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История российской культуры» для обучающихся 10-11 классов (гуманитарный профиль) Чита, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «История российской культуры» на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных во ФГОС СОО с учетом федеральной рабочей программы воспитания, а также на основе УМК История России под редакцией Торкунова А. В. Предмет курса – отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, создает возможности для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, способствует углублению и систематизации знаний по истории России, реализации гуманитарного потенциала исторического образования. Место данного курса в системе общего образования определено его познавательным и мировоззренческим значением, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собой собирательную картину жизни людей во времени, их исторического, созидательного, морального опыта. Она служит необходимым ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. Общей целью школьного исторического образования является развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и страны в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные методы в учебной и социальной практике. Эта цель формирует у учащихся целостность картины российской и мировой истории, понимание места и роли России в мире, важность вклада каждого народа ее, его культуры, сохраняет личностную позицию по отношению к прошлому и современной Родине. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования экономическими федеральными национальными образовательными стандартами. Курс «История российской культуры» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах профильного уровня. Объем курса – 68 часов, 34 часа в 10 классе, 34 часа – в 11. 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС Раздел 1. Вводный Понятие «культура». Различные подходы к изучению культуры. Раздел 2. Культура восточных славян и Руси до принятия христианства. Язычество в русской культуре. Его обряды и материальная культура . Раздел 3. Культура Руси IX – середины XIII в. Принятие христианства и его роль в развитии русской культуры. Культура периода феодальной раздробленности . Раздел 4. Культура Руси эпохи формирования Русского государства (конец XIII – XV в.) Культура Руси и монголо-татарское нашествие и иго. Государство и церковь, их влияние на историко-культурный процесс. Раздел 5. Культура Московского государства конца XV–XVII в. Подъём строительства и развитие культуры. Традиции и новации. Церковный раскол и его влияние на культуру. Старообрядчество. Повседневная культура. Раздел 6. Культура Российской империи в XVIII столетии. Основные черты русской культуры Нового времени. Русская культура в эпоху просвещенного абсолютизма. Раздел 7. Русская культура XIX – начала ХХ вв. Российская культура первой половины XIX в. Российская культура второй половины XIX в. Культурное своеобразие народов, населявших Российскую империю. 11 КЛАСС Раздел 1. Советская культура. 1917 – 1945 гг. Культура в годы Революции и Гражданской войны. Политика советской власти в области культуры в 1920-е гг. Советская культура 1930-х гг. Культура в годы Великой Отечественной войны. Раздел 2. Советская культура. 1945–1991 гг. Советская идеология в послевоенный период. Культурная жизнь СССР в 1945–1953 гг. «Оттепель» в советской культуре. 1953–1964 гг. Культурное развитие СССР в 1965–1985 гг. Культура в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Раздел 3. Российская культура после 1991 года. Основные тенденции в развитии отечественной культуры после 1991 года . 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) образование: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена современного российского общества; осознание принципиального значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважения закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность вести совместную деятельность в научных исследованиях общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с их функциями и назначениями; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за свою судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и учет сути и значения исторических традиций и развитых духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность морального сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших народов, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: представление об исторической ситуации в сложившемся многообразии культуры своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание новаторства личности и общества в уважении отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; возможность выявлять в памятниках художественной культуры эстетические ценности эпох, к которым они принадлежат; эстетическое отношение к окружающему миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; 4 5) физического воспитания: поддерживает ценностное отношение к жизни и здоровью; осознание ценностей жизни и необходимость их сохранения; представление об идеалах достижения экономического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; 6) трудового воспитания: понимание оснований знаний истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессиях; сохраняет интерес к различным сферам профессиональной деятельности; принимать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной природой, его позитивных и негативных явлений; сформированность культуры, понимание социально-экономических процессов в состоянии природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей природной и социальной среде; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, современный подход развития китайской науки и общественной практики; осмысление значения истории как знаний о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте известных представителей; владение необходимыми навыками познания и оценки событий прошлого с позициями историзма, готовность к внезапной учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории; мотивация к будущему, в том числе профессиональному, изучению истории. Изучение курса способствует также развитию эмоционального интеллекта обучающихся, в особенности – самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотносить его с опорой людей в известных исторических исследованиях), эмпатии (способность понимать другого человека), оказываемое в определенных обстоятельствах), социальные навыки (способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения). 5 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные технологические действия Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующие решения; разработать план решения проблем с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; систематизировать и обобщать исторические факты (в виде таблиц, схем, диаграмм и т. д.); выявлять характерные признаки исторической тенденции; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определять основания для сравнения, выявлять общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы. Базовые исследовательские действия: поиск новых знаний, их интерпретация, преобразование и применение в различных научных объектах, в том числе при создании научных и социальных проектов; владение ключевыми понятиями и методами работы с историческими сведениями; определить познавательную задачу, намечать путь ее решения и изучить выбор исходного материала, объекта; изучение и анализ объекта в соответствии с принципом историзма, возможными методами исторического познания; создание текстов в различных форматах с учетом использования информации и в открытом виде; соотнесение полученных результатов с историческим знанием, определением новизны и обоснованностью полученного результата; отстаивание результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие); применение исторических знаний в интегрированных (междисциплинарных) научных проектах, в том числе краеведческих. Работа с информацией: изучать анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; использовать особенности различных видов исторических источников, проводить строгий анализ источников, высказывать суждения о достоверности и ценностях, основанных на информации (в том числе по разработанным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различать их свидетельства; оценивать исторические события и личностей, приводимых в научной литературе и публицистике, объясняя причины расхождения мнений; использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности. Коммуникативные универсальные технологические действия Общение: особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, в том числе вызывающих разные оценки, определяя свою позицию и обосновывая ее в ходе диалога; 6 выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть методами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном развитии. Совместная деятельность (сотрудничество): осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и изучать совместную работу, коллективные исследовательские проекты по истории, в том числе на материале террасы; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; Оцените полученные результаты и свой вклад в общую работу. Регулятивные универсальные технологические действия Самоорганизация: выявлять проблемы, задачи, требующие решения; составить план действий, определить способ решения; реализовывать намеченный план действий последовательно. Самоконтроль (рефлексия): изучить самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом возможных ошибок, возникших; осознавать свои достижения и слабые стороны в учебе, в общении, со сверстниками и людьми старших поколений; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения научных задач, проблем. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Требования к предметным результатам освоения базового курса истории: Понимание событий России в мировых экономических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа, умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее – нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистические республики (далее – СССР), решающая роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоение космоса, понимание причин и следствий СССР, возрождение Российской Федерации как мировой державы, воссоединение Крыма с Россией, военная операция на Украине и другие экономические события ХХ – начала XXI в., особенности развития культуры народов СССР (России). Знание имен героев мировой, Гражданской, Великой Отечественной войны, исторических деятелей, внесших дополнительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в. Умение составляет описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, направлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной 7 истории ХХ – начала XXI в. и их участники, образ жизни людей и его изменения в Новейшем веке, формулировать и обосновывать исходную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе на основе источников разных типов. Умение выявляет некоторые особенности исторических событий, явлений, процессов, систематизирует историческую информацию в соответствии с заданными критериями, сопоставляет изученные исторические события, явления, процессы. Умение причинно-следственных, пространственных, временных связей исторических событий, направлений, процессов, характеристика их итогов, соотнесение событий истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в., определение современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начало XXI в. Умение поверхностного анализа для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценить их полноту и достоверность, соотнести с историческим периодом, выявлять общее и закономерное, при рассмотрении контекстной ситуации. информация при работе с историческими источниками. Умение изучения с соблюдением правил информационной безопасности поиска исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной интерпретации, сети Интернет, средства распространения информации для решения познавательных задач, оценка полноты и достоверности информации с точки зрения ее соответствия, постоянная обработка. Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., сопоставляет информацию, представленную в различных источниках, формализует историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм. приобретение опыта осуществления проектной деятельности в виде разработки и представления научных проектов новейшей истории, в том числе – на внешних материалах (с использованием ресурсов библиотек, музеев). Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальными и религиозными вещами на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми культуры обеих стран, культуры к историческому наследию народов России. Умение свободной исторической правды, не допускающее умаления подвига народа при защите Отечества, готовность дать отпор фальсификации российской истории. 8 Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ – начале XXI в., выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории, прогрессивных достижений культуры, ценностных ориентиров. Требования к предметным результатам освоения углубленного курса: Понимание инициативы роли России в мировых политических и социально-экономических процессах от древнейших времен до настоящего времени. Умение характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру. Сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях исторических знаний, методах изучения исторических источников. Владение комплексом хронологических умений, умение сохранять причинноследственные, внешние связи исторических событий, направление процессов от древнейших времен до настоящего времени. Умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы от древнейших времен до настоящего времени. Умение объясняет критерии поиска исторических источников и посещения их, учитывает при работе со спецификой современных источников социальной и личной информации, объясняет значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран, приобретения опыта осуществления учебноисследовательской деятельности. Умение истории приводит к продолжению настоящей истины в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификацию отечественной истории, проповедовать о подвигах народа при Отечестве, разоблачать фальсификации отечественной истории. 9 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Вводный 1 Понятие «культура». Различные подходы к изучению культуры. https://resh.edu.ru/subject/3/10/ https://www.yaklass.ru/p/history#program-10klass Раздел 2. Культура восточных славян и Руси до принятия христианства 2.1 Язычество в русской культуре. Его обряды и материальная культура 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Принятие христианства и его роль в развитии русской культуры. 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Культура периода феодальной раздробленности 2 Раздел 3. Культура Руси IX – середины XIII в. 3.1 3.2 https://www.yaklass.ru/p/history#program-10klass 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 11 Раздел 4. Культура Руси эпохи формирования Русского государства (конец XIII – XV в.) 4.1 Культура Руси и монголо-татарское нашествие и иго. 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 4.2 Государство и церковь, их влияние на историко-культурный процесс. 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Раздел 5. Культура Московского государства конца XV–XVII в. Подъём строительства и развитие культуры. Традиции и новации. 2 5.2 Церковный раскол и его влияние на культуру. Старообрядчество. 1 5.3 Повседневная культура. 1 5.1 https://www.yaklass.ru/p/history#program-10klass https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Раздел 6. Культура Российской империи в XVIII столетии 6.1 6.2 Основные черты русской культуры Нового времени. 3 Русская культура в эпоху просвещенного абсолютизма. 3 https://www.yaklass.ru/p/history#program-10klass 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 12 Раздел 7. Русская культура XIX – начала ХХ вв. 7.1 Российская культура первой половины XIX в. 6 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 7.2 Российская культура второй половины XIX в. 6 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 7.3 Культурное своеобразие народов, населявших Российскую империю. 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 34 3 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Советская культура. 1917 – 1945 гг. 1.1 Культура в годы Революции и Гражданской войны 4 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 1.2 Политика советской власти в области культуры в 1920-е гг. 4 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 13 1.3 Советская культура 1930-х гг. 4 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 1.4 Культура в годы Великой Отечественной войны. 4 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Раздел 2. Советская культура. 1945–1991 гг. 2.1 Советская идеология в послевоенный период. 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2.2 Культурная жизнь СССР в 1945–1953 гг. 4 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2.3 «Оттепель» в советской культуре. 1953–1964 гг. 4 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2.4 Культурное развитие СССР в 1965–1985 гг. 4 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2.5 Культура в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.) 2 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2 0 0 Раздел 3. Российская культура после 1991 года 3.1 Основные тенденции в развитии отечественной культуры после 1991 года 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 «Б» КЛАССА В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Понятие «культура». Различные подходы к изучению культуры. 1 07.09.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2 Язычество, его место в русской культуре. 1 14.09.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 3 Культурное своеобразие славян и окружающих их народов. 1 21.09.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 4 Принятие Русью христианства, его значение для становления и развития русской культуры. 1 28.09.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 5 Формирование христианской культуры: ее основные идеи и проявления. Влияние византийской культуры 1 05.10.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 6 Русская культура в XI-XIII в. 1 12.10.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 16 7 Отличительные особенности культуры удельных княжеств Киевской Руси. 1 19.10.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 8 Монголо-татарское нашествие и иго, их воздействие на историкокультурный процесс. 1 26.10.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 9 Возобновление каменного строительства. Подъем живописи (Феофан Грек, Андрей Рублев) 1 09.11.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 10 «Монастырская реформа» и ее роль в развитии русской культуры. 1 16.11.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 11 Культура Московской Руси второй половины XV – начала XVI вв. (общественная мысль и литература). 1 23.11.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 12 Культура России в конце XV–XVI вв. (архитектура, живопись). 1 30.11.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 13 Церковный раскол и его влияние на культуру. Старообрядчество. 1 07.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 17 14 Повседневная культура. Различия в положении мужчины и женщины. 1 14.12.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 15 Основные черты русской культуры Нового времени. 1 21.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 16 Петровская эпоха и новая культура. 1 28.12.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 17 Барокко как направление в художественной культуре. Изменения в культурной жизни общества. 1 11.01.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 18 Просвещенный абсолютизм и культура. 1 18.01.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 19 Классицизм и развитие литературы, театра, архитектуры, живописи. 1 25.01.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 20 Начало женского образования (Смольный институт). Московский университет и распространение просвещения. 1 08.02.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 18 21 Основные тенденции развития отечественной культуры в начале XIX в. 1 15.02.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 22 Культура как часть государственной политики. Теория официальной народности. Цензура. 1 22.02.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 23 Литература в первой половине XIX в. 1 29.02.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 24 Живопись, скульптура и архитектура в первой половине XIX в. 1 07.03.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 25 Музыка, театр и балет в первой половине XIX в. 1 14.03.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 26 Просветительская деятельность и наука в начале XIX в. 1 21.03.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 27 Литература во второй половине XIX в. 1 28.03.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 19 28 Живопись, скульптура и архитектура во второй половине XIX в. 1 04.04.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 29 Музыка, балет во второй половине XIX в. 1 11.04.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 30 Просветительская деятельность и наука во второй половине XIX в. 1 18.04.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 31 Общественно-политическая мысль в России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) 1 25.04.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 32 Модерн в изобразительном искусстве, архитектуре и других областях искусства. 1 02.05.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass 33 Серебряный век российской культуры. 1 16.05.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 34 Культура народов России в XIX веке. 1 23.05.2023 https://www.yaklass.ru/p/history#program10-klass ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 20 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Воздействие революционных потрясений на культурную жизнь общества. Контрольные работы Дата изучения Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 21 2 Русский авангард 3 Большевики и культура: цели, задачи, принципы. 1 4 Формирование органов руководства культурой. Деятельность Пролеткульта. 1 5 Реорганизация системы народного образования и просвещения в 1920-1930-е гг. 1 6 Художественная культура (литература, театр, кино, изобразительное искусство, архитектура): поиск новых форм и эксперименты в 1920-1930-е гг. 1 7 Художественная культура (литература, театр, кино, изобразительное искусство, архитектура): поиск новых форм и эксперименты в 1920 1 22 8 Художественная культура (литература, театр, кино, изобразительное искусство, архитектура): поиск новых форм и эксперименты в 1920 1 9 Политика Советской власти в области науки. 1 10 Культурная революция в СССР. 1 11 Партийно-государственный монополизм в управлении культурой. Утверждение метода соцреализма в искусстве. 1 12 Пропаганда в СССР: основные формы и средства. 1 13 Культурная жизнь военной поры. 1 14 Культурная жизнь военной поры. 1 23 15 Культурная жизнь военной поры. 1 16 Развитие советской науки в военные годы. 1 17 Роль «холодной войны» в изменении идеологического курса. 1 18 Кампании по борьбе с «низкопоклонством» и «космополитизмом». 1 19 Художественная жизнь (архитектура и живопись) в послевоенный период. 1 20 Художественная жизнь (архитектура и живопись) в послевоенный период. 1 21 Особенности развития отечественной культуры периода «позднего сталинизма». Усиление идеологического контроля. 1 24 22 Культ личности: образ Сталина в искусстве. 1 23 Влияние либерализации политического режима на культурную жизнь СССР. 1 24 Художественная жизнь: литература, изобразительное искусство, кинематограф. 1 25 Художественная жизнь: литература, изобразительное искусство, кинематограф. 1 26 Диссидентское движение в СССР. 1 27 Особенности культурного развития СССР в 1965–1985 гг. 1 28 Особенности культурного развития СССР в 1965–1985 гг. 1 25 29 Основные течения в литературе в 1965–1985 гг. 1 30 Художественная жизнь в 1960 – начале 1980—х гг. 1 31 Культура в годы «перестройки». 1 32 Культура в годы «перестройки». 1 33 Основные тенденции в развитии отечественной культуры после 1991 года 1 34 Основные тенденции в развитии отечественной культуры после 1991 года 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 26 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. УМК История России под редакцией Торкунова А. В. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч. 1–2. М., 2002. 2. Зезина М., Сысоева Е., Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры IX - начала XXI века. Изд. 5-е. М., 2014. 3. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970. 4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. (XVIII – начало XIX вв.). СПб., 1994. 5. Черная Л.А. Антропологический код русской культуры. М. 2008. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 2. Библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html 27