МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и наука Забайкальского края Городской округ «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55» города Читы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по всеобщей истории» для обучающихся 10-11 классов (гуманитарный профиль) Чита, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Практикум по всеобщей истории» на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных во ФГОС СОО с учетом федеральной рабочей программы воспитания, а также на основе УМК История России под редакцией Торкунова А. В. Предмет курса – отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, создает возможности для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, способствует углублению и систематизации знаний по истории России, реализации гуманитарного потенциала исторического образования. Место данного курса в системе общего образования определено его познавательным и мировоззренческим значением, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собой собирательную картину жизни людей во времени, их исторического, созидательного, морального опыта. Она служит необходимым ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. Общей целью школьного исторического образования является развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и страны в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные методы в учебной и социальной практике. Эта цель формирует у учащихся целостность картины российской и мировой истории, понимание места и роли России в мире, важность вклада каждого народа ее, его культуры, сохраняет личностную позицию по отношению к прошлому и современной Родине. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования экономическими федеральными национальными образовательными стандартами. Курс «Практикум по всеобщей истории» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах профильного уровня. Объем курса – 68 часов, 34 часа в 10 классе, 34 часа – в 11. 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС Раздел 1. История Древнего мира. Древний Египет. Первые государственные образования в долине Нила. Древняя Месопотамия и Ассирия. Древний Ближний Восток. Древня Индия и Китай. Древняя Греция. Древний Рим. Раздел 2. История Средних веков. Раннее Средневековье. Высокое Средневековье. Позднее Средневековье. Раздел 3. История Нового Времени (1500-1800). Европа в XVI-XVIII вв. Страны Африки, Азии, Америки в XVI-XVIII вв. 11 КЛАСС Раздел 1. История Нового времени (1800-1917). «Долгий IX век». Раздел 2. История Новейшего времени. Первая мировая война и её последствия. Интербеллум и Вторая мировая война. Мир после 1945 года. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) образование: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена современного российского общества; осознание принципиального значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважения закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, демократических ценностей; общечеловеческих гуманистических и готовность вести совместную деятельность в научных исследованиях общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с их функциями и назначениями; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за свою судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и учет сути и значения исторических традиций и развитых духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность морального сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение будущего; 4 ответственное отношение к своим родителям, представителям старших народов, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: представление об исторической ситуации в сложившемся многообразии культуры своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание новаторства личности и общества в уважении отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; возможность выявлять в памятниках художественной культуры эстетические ценности эпох, к которым они принадлежат; эстетическое отношение к окружающему миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; 5) физического воспитания: поддерживает ценностное отношение к жизни и здоровью; осознание ценностей жизни и необходимость их сохранения; представление об идеалах достижения экономического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; 6) трудового воспитания: понимание оснований знаний истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессиях; сохраняет интерес к различным сферам профессиональной деятельности; принимать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: 5 осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной природой, его позитивных и негативных явлений; сформированность культуры, понимание социально-экономических процессов в состоянии природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей природной и социальной среде; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, современный подход развития китайской науки и общественной практики; осмысление значения истории как знаний о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте известных представителей; владение необходимыми навыками познания и оценки событий прошлого с позициями историзма, готовность к внезапной учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории; мотивация к будущему, в том числе профессиональному, изучению истории. Изучение курса способствует также развитию эмоционального интеллекта обучающихся, в особенности – самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотносить его с опорой людей в известных исторических исследованиях), эмпатии (способность понимать другого человека), оказываемое в определенных обстоятельствах), социальные навыки (способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные технологические действия Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующие решения; разработать план решения проблем с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; систематизировать и обобщать исторические факты (в виде таблиц, схем, диаграмм и т. д.); выявлять характерные признаки исторической тенденции; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; 6 сравнивать события, ситуации, определять основания для сравнения, выявлять общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы. Базовые исследовательские действия: поиск новых знаний, их интерпретация, преобразование и применение в различных научных объектах, в том числе при создании научных и социальных проектов; владение ключевыми понятиями и методами работы с историческими сведениями; определить познавательную задачу, намечать путь ее решения и изучить выбор исходного материала, объекта; изучение и анализ объекта в соответствии с принципом историзма, возможными методами исторического познания; создание текстов в различных форматах с учетом использования информации и в открытом виде; соотнесение полученных результатов с историческим знанием, определением новизны и обоснованностью полученного результата; отстаивание результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие); применение исторических знаний в интегрированных (междисциплинарных) научных проектах, в том числе краеведческих. Работа с информацией: изучать анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; использовать особенности различных видов исторических источников, проводить строгий анализ источников, высказывать суждения о достоверности и ценностях, основанных на информации (в том числе по разработанным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различать их свидетельства; оценивать исторические события и личностей, приводимых в научной литературе и публицистике, объясняя причины расхождения мнений; использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности. Коммуникативные универсальные технологические действия 7 Общение: особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, в том числе вызывающих разные оценки, определяя свою позицию и обосновывая ее в ходе диалога; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть методами общения и конструктивного межкультурного, в школе и социальном развитии. взаимодействия, в том числе Совместная деятельность (сотрудничество): осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и изучать совместную работу, коллективные исследовательские проекты по истории, в том числе на материале террасы; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; Оцените полученные результаты и свой вклад в общую работу. Регулятивные универсальные технологические действия Самоорганизация: выявлять проблемы, задачи, требующие решения; составить план действий, определить способ решения; реализовывать намеченный план действий последовательно. Самоконтроль (рефлексия): изучить самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом возможных ошибок, возникших; осознавать свои достижения и слабые стороны в учебе, в общении, со сверстниками и людьми старших поколений; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения научных задач, проблем. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 Требования к предметным результатам освоения курса «Практикум по всеобщей истории»: Понимание событий России в мировых экономических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа, умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее – нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистические республики (далее – СССР), решающая роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоение космоса, понимание причин и следствий СССР, возрождение Российской Федерации как мировой державы, воссоединение Крыма с Россией, военная операция на Украине и другие экономические события ХХ – начала XXI в., особенности развития культуры народов СССР (России). Знание имен героев мировой, Гражданской, Великой Отечественной войны, исторических деятелей, внесших дополнительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в. Умение составляет описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, направлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участники, образ жизни людей и его изменения в Новейшем веке, формулировать и обосновывать исходную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе на основе источников разных типов. Умение выявляет некоторые особенности исторических событий, явлений, процессов, систематизирует историческую информацию в соответствии с заданными критериями, сопоставляет изученные исторические события, явления, процессы. Умение причинно-следственных, пространственных, временных связей исторических событий, направлений, процессов, характеристика их итогов, соотнесение событий истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в., определение современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начало XXI в. Умение поверхностного анализа для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценить их полноту и достоверность, соотнести с историческим периодом, выявлять общее и закономерное, при рассмотрении контекстной ситуации. информация при работе с историческими источниками. Умение изучения с соблюдением правил информационной безопасности поиска исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной интерпретации, сети Интернет, средства распространения информации для решения познавательных задач, оценка полноты и достоверности информации с точки зрения ее соответствия, постоянная обработка. 9 Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., сопоставляет информацию, представленную в различных источниках, формализует историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм. приобретение опыта осуществления проектной деятельности в виде разработки и представления научных проектов новейшей истории, в том числе – на внешних материалах (с использованием ресурсов библиотек, музеев). Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальными и религиозными вещами на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми культуры обеих стран, культуры к историческому наследию народов России. Умение свободной исторической правды, не допускающее умаления подвига народа при защите Отечества, готовность дать отпор фальсификации российской истории. Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ – начале XXI в., выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории, прогрессивных достижений культуры, ценностных ориентиров. Требования к предметным результатам освоения углубленного курса: Понимание инициативы роли России в мировых политических и социально-экономических процессах от древнейших времен до настоящего времени. Умение характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру. Сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях исторических знаний, методах изучения исторических источников. Владение комплексом хронологических умений, умение сохранять причинноследственные, внешние связи исторических событий, направление процессов от древнейших времен до настоящего времени. Умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы от древнейших времен до настоящего времени. Умение объясняет критерии поиска исторических источников и посещения их, учитывает при работе со спецификой современных источников социальной и личной информации, объясняет значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран, приобретения опыта осуществления учебноисследовательской деятельности. Умение истории приводит к продолжению настоящей истины в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификацию отечественной истории, проповедовать о подвигах народа при Отечестве, разоблачать фальсификации отечественной истории. 10 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. История Древнего мира 1.1 Древний Египет. Первые государственные образования в долине Нила. 2 1.2 Древняя Месопотамия и Ассирия. Древний Ближний Восток. 2 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 1.3 Древня Индия и Китай 2 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 1.4 Древняя Греция 4 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 1.5 Древний Рим 4 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Раздел 2. История Средних веков 2.1 Раннее Средневековье 4 2.2 Высокое Средневековье 5 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2.3 Позднее Средневековье 2 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Раздел 3. История Нового Времени (1500-1800) 3.1 Европа в XVI-XVIII вв. 7 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 3.2 Страны Африки, Азии, Америки в XVI-XVIII вв. 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 34 3 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные работы Практические работы 14 1 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 3 1 0 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ Раздел 1. История Нового времени (1800-1917) 1.1 «Долгий IX век» Раздел 2. История Новейшего времени 2.1 Первая мировая война и её последствия. 13 2.2 Интербеллум и Вторая мировая война 6 0 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2.3 Мир после 1945 года 11 1 1 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 34 3 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 «Б» КЛАССА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Практические работы 1 Возникновения государства на берегах Нила. 1 08.09.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 2 Древнеегипетская культура 1 15.09.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 3 Древняя Месопотамия и Ассирия. 1 22.09.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 4 Возникновение и развитие Персидской державы. Древний Израиль. 1 29.09.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 5 Древний Китай. Правление Цинь Шихуанди. Конфуцианство. 1 06.10.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 6 Древняя Индия. Возникновение буддизма. 1 13.10.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 15 7 Крито-микенская культура. Троянская война. 1 20.10.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 8 Образование городовгосударств в Греции. Политическая специфика Афин и Спарты. 1 27.10.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 9 Греко-персидские войны 03.11.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 10 Завоевания Александра Македонского и образование его державы. 1 10.11.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 11 Возникновение Древнего Рима. Установление в нём республиканского управления. 1 17.11.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 12 Пунические войны. Установление контроля Рима над Средиземноморьем. 1 24.11.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 13 Древнеримская культура. 1 01.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 14 Римская империя. Возникновение христианства и его распространение. 1 08.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 16 15 Распад Римской империи. Великое переселение народов. Варварские королевства. 1 15.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 16 Империя Карла Великого. Создание Священной Римской империи. 1 22.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 17 Феодализм в Европе. 1 29.12.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 18 Создание государства у арабов. Арабский Халифат. 1 12.01.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 19 Крестовые походы. Норманнское завоевание Англии. 1 19.01.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 20 Английский парламент и французские Генеральные штаты 1 26.01.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 21 Европа периода Столетней войны. 1 02.02.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 22 Европейское Возрождение 1 09.02.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 17 23 Война Алой и Белой розы в Англии. Приход к власти Тюдоров. 1 16.02.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 24 Гуситские войны 1 01.03.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 25 Гибель Византийской империи. Основание Османской империи. 1 15.03.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 26 Эпоха Великих географических открытий 1 22.03.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 27 Научно-технический прогресс и открытия периода Нового времени. 1 05.04.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 28 Реформация и Контрреформация 1 12.04.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 29 Религиозные войны в Европе. 1 19.04.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 30 Тридцатилетняя война. Нидерландская революция 1 26.04.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 31 Североамериканская революция. Создание США. 1 03.05.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 18 32 Великая французская революция. 1 10.05.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 33 Государства доколумбовой Америки. Новый Свет под контролем европейских держав. 1 17.05.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ 34 Государства Африки и Дальний Восток в эпоху колониальных империй. 1 24.05.2023 https://resh.edu.ru/subject/3/10/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 19 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные работы Дата изучения Практические работы 1 Промышленная революция 1 08.09.2023 2 Европейская и американская культура XIX века. 1 15.09.2023 3 Европейская и американская культура XIX века. 1 22.09.2023 4 Приход к власти Наполеона. Наполеоновские войны. 1 29.09.2023 5 Венская система международных отношений 1 06.10.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы 20 6 Весна народов: революционные события 18-48-1849 гг. 1 13.10.2023 7 Страны Латинской Америки в первой половине XIX века. 1 20.10.2023 8 Экспансия США в первой половине первой половине XIX века. Доктрина Монро. 1 27.10.2023 9 Рабовладение и аболиционизм. Гражданская война в США. 1 03.11.2023 10 Объединение Италии (Рисорджименто) 1 10.11.2023 11 Объединение Германии. Франко-прусская война 1870-1871 годов и появление Германской империи. 1 17.11.2023 12 Опиумные войны. Восстание сипаев в Индии. 1 24.11.2023 13 Революция Мэйдзи в Японии. 1 01.12.2023 21 14 Международные отношения в конце XIX-начале ХХ вв. Колониальные войны. 1 08.12.2023 15 Создание Тройственного союза и Антанты. 1 15.12.2023 16 Первая мировая война. 1 22.12.2023 17 Первая мировая война. 1 29.12.2023 18 Мир после Первой мировой войны. Версальсковашингтонская система. 1 12.01.2023 19 Великая депрессия (мировой финансовый кризис 1929-1933 гг.). 1 19.01.2023 20 Приход фашистов к власти в Италии. Гражданская война в Испании. 1 26.01.2023 21 Немецкий националсоциализм (1933-1939) 1 02.02.2023 22 Вторая мировая война 1 09.02.2023 23 Вторая мировая война 1 16.02.2023 22 24 Послевоенное мироустройство. Создание НАТО и ОВД. 1 01.03.2023 25 Провозглашение Китайской Народной Республики. «Культурная революция». 1 15.03.2023 26 Биполярный мир. Страны неприсоединения. 1 22.03.2023 27 Деколонизация. Год Африки. 1 05.04.2023 28 Региональные военные конфликты второй половины ХХ века: Ближневосточные войны. 1 12.04.2023 29 Региональные военные конфликты второй половины ХХ века: Война во Вьетнаме. 1 19.04.2023 30 США и Великобритания (1970-1990-е) 1 26.04.2023 31 «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Объединение Германии. 1 03.05.2023 23 32 Создание Европейского Союза. 1 10.05.2023 33 Мир после 1991 года. 1 17.05.2023 34 Мир после 1991 года. 1 24.05.2023 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 24 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. УМК История России под редакцией Торкунова А. В. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Артасов И. ЕГЭ-2024. История. Типовые экзаменационные варианты. 2023. 2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч. 1–2. М., 2002. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. «Я сдам ЕГЭ». Электронный образовательный ресурс «Я сдам ЕГЭ. Среднее общее образование. Учебный модуль по решению трудных заданий по предмету «История» 10-11 класс». https://lecta.ru/egepromo/ 2. Библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html